Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 22.03.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении сельскохозяйственным товаропроизводителем процентов по депозитным счетам.

Ответ:

На основании положений статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговой базой для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.

При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Согласно пункту 1.3 статьи 284 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Таким образом, организации, имеющие статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, вправе применять ставку налога на прибыль организаций в размере 0 процентов только в отношении деятельности, указанной в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ.

Доходы в виде процентов по депозитным счетам не относятся к доходам, полученным от деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, и подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.02.2024 N 03-03-06/1/9179

Вопрос:

О применении организацией, реорганизованной в форме присоединения, ставки налога на прибыль 0% при получении доходов по акциям, принадлежавшим присоединенной организации.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов (на день принятия решения о выходе из организации или ликвидации организации соответственно) получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

При этом в силу положений статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Пунктом 4 статьи 57 ГК РФ установлено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Следовательно, в случае реорганизации в форме присоединения одной организации к другой право собственности на имущество присоединенной организации возникает у присоединившей организации на дату внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, в результате универсального правопреемства в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другой российской организации право собственности на акции, принадлежавшие присоединенной организации, возникает у организации-правопреемника с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

В этой связи для целей применения налогоплательщиком-правопреемником подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ срок владения акциями, принадлежавшими организации, присоединенной к налогоплательщику в результате реорганизации, начинает исчисляться заново.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.02.2024 N 03-03-06/1/9162

Вопрос:

Об НДС при предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи акций и (или) долей в уставном капитале хозяйствующего общества.

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Статьей 429.2 "Опцион на заключение договора" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в силу соглашения о предоставлении опциона на заключение договора (опцион на заключение договора) одна сторона посредством безотзывной оферты предоставляет другой стороне право заключить один или несколько договоров на условиях, предусмотренных опционом. Опцион на заключение договора предоставляется за плату или другое встречное предоставление, если иное не предусмотрено соглашением, в том числе заключенным между коммерческими организациями.

Согласно пункту 5 статьи 155 Кодекса при передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом согласно статье 105.3 Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.

Таким образом, при предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи акций и (или) долей в уставном капитале хозяйствующего общества налоговую базу по налогу на добавленную стоимость следует определять как стоимость данного предоставляемого опциона, исчисленную исходя из рыночных цен, без включения в них налога.

Также отмечается, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). В связи с этим денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.02.2024 N 03-07-11/8982

Вопрос:

О применении банком НДС в отношении оплаты, частичной оплаты, получаемой в связи с выпуском цифровых прав на драгоценные металлы в слитках, осуществляемым в отношении физлиц.

Ответ:

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 154 Кодекса при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском таким налогоплательщиком цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право, данные суммы в целях Кодекса приравниваются к получению налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), предстоящей передачи имущественных прав, право требования передачи (выполнения, оказания) которых удостоверено этим цифровым правом.

При этом на основании абзацев четвертого и седьмого пункта 1 статьи 154 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются оплата, частичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) данным налогом.

Таким образом, если решением о выпуске цифровых прав, включающих одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право на драгоценные металлы в слитках, предусмотрено, что выпуск и выкуп банком таких цифровых прав осуществляются в отношении физических лиц, то суммы оплаты, частичной оплаты, получаемые банком в связи с выпуском данных цифровых прав, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку операции по реализации банком драгоценных металлов физическим лицам освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.02.2024 N 03-07-05/9038

Вопрос:

Об определении в целях налога на прибыль дохода (расхода) по долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки.

Ответ:

Согласно пункту 11 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2023 N 539-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 539-ФЗ) пункт 1.2 статьи 269 НК РФ изложен в новой редакции, уточнившей интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в целях применения пункта 1.1 статьи 269 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 539-ФЗ положения пункта 11 статьи 2 данного Федерального закона вступают в силу с 1 января 2024 года.

Пунктом 1.1 статьи 269 НК РФ предусмотрено, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе:

- признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ;

- признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым - третьим пункта 1.1 статьи 269 НК РФ, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

Интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам установлены пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ с учетом валюты, в которой оформлено соответствующее долговое обязательство.

Таким образом, с 1 января 2024 года в целях применения пункта 1.1 статьи 269 НК РФ процентные доходы/расходы по контролируемой сделке определяются с применением интервалов, установленных пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ в редакции Закона N 539-ФЗ.

В частности, согласно подпункту 1 пункта 1.2 статьи 269 НК РФ в редакции Закона N 539-ФЗ в целях пункта 1.1 статьи 269 НК РФ по долговому обязательству, оформленному в рублях, устанавливаются следующие интервалы предельных значений процентных ставок:

- от 10 до 150 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. При этом минимальное значение интервала предельных значений процентных ставок не может быть менее 2 процентов.

При этом при определении интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам используются эталонные процентные ставки, указанные в пункте 1.3 статьи 269 НК РФ.

Так, согласно подпункту 1 пункта 1.3 статьи 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства.

Таким образом, с 1 января 2024 года в целях определения процентного дохода/расхода по контролируемым сделкам, учитываемого для целей налогообложения прибыли, при наличии в договоре условия о фиксированности и неизменности ставки по долговому обязательству, оформленному в рублях, применяются интервалы предельных значений процентных ставок, установленные пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ в редакции Закона N 539-ФЗ, исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения денежных средств.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.02.2024 N 03-03-06/1/8969

Вопрос:

Об учете экологического сбора в целях налога на прибыль.

Ответ:

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Кодексом порядке (за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса), в целях налогообложения прибыли организаций согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Исходя из положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) экологический сбор представляет собой обязательный платеж, который уплачивают производители и импортеры определенных видов товаров (упаковки).

При этом установленный Федеральным законом N 89-ФЗ экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета (пункт 1 статьи 24.5 Федерального закона N 89-ФЗ), в связи с чем положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса для учета указанного сбора неприменимы. В то же время он подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса, поскольку является обязательным платежом.

Расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (пункт 1 статьи 272 Кодекса).

При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (подпункт 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 285 Кодекса определены сроки, признаваемые отчетными периодами.

Учитывая изложенное, экологический сбор, начисленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, для целей налогообложения прибыли организаций учитывается в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса в том отчетном периоде, за который такой сбор рассчитан.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.02.2024 N 03-03-06/1/8519

Вопрос:

Об НДФЛ, налоге на прибыль и страховых взносах при возмещении расходов работника на проезд при направлении в командировку.

Ответ:

В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

В части налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ)

Пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что не подлежат налогообложению НДФЛ, если иное не предусмотрено указанным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая направление в служебную командировку.

В абзаце тринадцатом пункта 1 статьи 217 Кодекса указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок.

В части налога на прибыль организаций

В целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на командировки, включая расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Таким образом, расходы работника, осуществленные в период командировки и связанные с такой командировкой, в том числе расходы по проезду до места командировки и обратно к месту постоянной работы, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций при условии их документального подтверждения и экономической обоснованности.

В части страховых взносов

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Кодекса при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок.

При этом отмечается, что порядок направления работников в служебную командировку регулируется трудовым законодательством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.02.2024 N 03-00-07/8315

Вопрос:

Об учете IT-организацией доходов от предоставления права на использование сайта в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

Согласно пункту 2.2 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента, условиями применения которого на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют профильные доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Исходя из положений абзаца седьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца седьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса в 70-процентную долю доходов от ИТ-деятельности включаются доходы от предоставления ИТ-организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (за исключением определенных видов доходов, перечисленных в абзаце седьмом пункта 1.15 статьи 284 и абзаце седьмом пункта 5 статьи 427 Кодекса).

При этом под собственными программами для ЭВМ, базами данных ИТ-организации понимаются программы для ЭВМ, базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самой ИТ-организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, что должно документально подтверждаться (абзац четвертый пункта 1.15 статьи 284 и абзац четвертый пункта 5 статьи 427 Кодекса).

Учитывая вышеизложенное, ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов вправе включать в 70-процентную долю доходов от осуществления ИТ-деятельности доходы от предоставления прав использования программы для ЭВМ (базы данных), если данная программа для ЭВМ (база данных) признается собственной программой для ЭВМ (базой данных) этой ИТ-организации и указанные доходы не поименованы в абзаце седьмом пункта 1.15 статьи 284 и абзаце седьмом пункта 5 статьи 427 Кодекса в качестве исключений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.02.2024 N 03-03-06/1/7897

Вопрос:

О признании дебиторской задолженности безнадежной при исключении юрлица из ЕГРЮЛ и ее учете в целях налога на прибыль.

Ответ:

В подпунктах "а" - "г" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлены случаи, при которых в том числе применяется предусмотренный статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

При этом согласно пункту 6 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, введенному Федеральным законом от 02.11.2023 N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 519-ФЗ), к случаям исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, также применяются положения пунктов 2 и 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Учитывая указанное, поскольку при исключении юридического лица из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ его обязательства прекращаются как при ликвидации (статья 419 ГК РФ), то в целях налогообложения прибыли дебиторская задолженность перед налогоплательщиком ликвидированной таким образом организации признается безнадежным долгом в соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и подлежит отражению в составе внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.01.2024 N 03-03-06/1/6337

Вопрос:

О применении УСН и НДС управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление ПИФом.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

Согласно положениям абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) под паевым инвестиционным фондом понимается обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ предусмотрено, что упрощенную систему налогообложения не вправе применять инвестиционные фонды.

Вместе с тем доверительное управление паевым инвестиционным фондом осуществляет управляющая компания, которой может быть только созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью (статья 38 Закона N 156-ФЗ).

Положениями пункта 3 статьи 11 Закона N 156-ФЗ определено, что управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества, а также осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими паевой инвестиционный фонд, включая право голоса по голосующим ценным бумагам.

Вознаграждение управляющей компании, осуществляющей доверительное управление паевым инвестиционным фондом, выплачивается за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и его сумма не должна превышать 10 процентов среднегодовой стоимости чистых активов паевого инвестиционного фонда.

Исходя из положений пункта 3 статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, являющиеся участниками договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения возможно в отношении доходов управляющей компании, осуществляющей доверительное управление паевым инвестиционным фондом, в виде выплачиваемого вознаграждения.

Кроме того, положениями пункта 2 статьи 346.11 НК РФ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ.

Согласно положениям абзаца второго пункта 1 статьи 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления имуществом на доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором доверительного управления имуществом доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном НК РФ (пункт 2 статьи 174.1 НК РФ).

Учитывая изложенное, применение упрощенной системы налогообложения управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление паевым инвестиционным фондом, осуществляется с учетом положений пункта 2 статьи 346.11 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.01.2024 N 03-11-06/2/5818