Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 06.01.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об исполнении организацией, применяющей УСН, обязанностей налогового агента по налогу на прибыль и НДФЛ при выплате дивидендов (распределении прибыли между участниками).

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено Кодексом, российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 284 Кодекса по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками, налог на прибыль организаций исчисляется по ставке 13 процентов.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Кодекса налог на доходы физических лиц устанавливается:

в размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 Кодекса (в том числе налоговая база по доходам от долевого участия), за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей;

650 тысяч рублей и 15 процентов суммы налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 Кодекса, превышающей 5 миллионов рублей.

Пунктом 5 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие выплату дивидендов (распределение прибыли между участниками), обязаны удержать с сумм выплаченных дивидендов налог на прибыль организаций или налог на доходы физических лиц по налоговым ставкам, установленным главами 25 и 23 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.10.2022 N 03-11-06/2/100491

Вопрос:

О применении образовательной организацией ставки 0% по налогу на прибыль при получении процентов от размещения средств на депозитных счетах и доходов в виде положительных курсовых разниц.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении ряда условий, установленных данной статьей Кодекса.

Одним из условий применения налоговой ставки 0 процентов является наличие у организации за налоговый период доходов от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Кодекса, которые должны составлять не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с данной главой Кодекса (подпункт 2 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ, поименованных в указанном Федеральном законе.

Доходы в виде процентов, полученных от размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах и в виде положительных курсовых разниц, возникающих от переоценки денежных средств, размещенных на валютном счете, не связаны с реализацией образовательных программ, и, следовательно, указанные доходы не учитываются в составе доходов, полученных от осуществления образовательной деятельности, для целей определения доли дохода в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.10.2022 N 03-03-06/2/100542

Вопрос:

Согласно пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности (далее - БСО).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон) все организации и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении ими расчетов применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), включенную в реестр ККТ, и выдавать покупателю кассовые чеки или БСО.

Под БСО согласно ст. 1.1 Закона понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ.

Таким образом, в целях применения освобождения от уплаты НДС и соблюдения требований Закона организации, реализующие входные билеты на посещение мероприятий, поименованных в пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, обязаны учитывать Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ (далее - Приказ ФНС России) и выдавать населению билет в виде БСО, сформированного в порядке, предусмотренном Законом и Приказом ФНС России, либо билет с одновременной выдачей кассового чека (БСО), либо билет с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО) в соответствии с п. 5.8 ст. 1.2 Закона. ФНС России придерживается аналогичной позиции (Письмо от 30.08.2019 N АС-4-20/17479@).

На основании п. 5.8 ст. 1.2 Закона Приказом Минкультуры России от 29.06.2020 N 702 "Об утверждении форм билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе форм электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности" (далее - Приказ Минкультуры России) утверждены формы БСО, применяемые при реализации билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

При этом из буквального трактования термина "расчеты", содержащегося в ст. 1.1 Закона, следует, что безвозмездная передача товаров, работ, услуг не подпадает под данный термин в понимании Закона и, соответственно, не требует применения ККТ. ФНС России придерживается аналогичной позиции (Письмо от 16.07.2020 N АБ-4-20/11542).

На основании изложенного возможно ли применение пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ при безвозмездной реализации услуг театров, кинотеатров, концертных организаций, цирков, библиотек, музеев, выставок, дворцов культуры и аналогичных услуг, оформляемой безденежными входными билетами по форме, утвержденной Приказом Минкультуры России, без применения ККТ?

Ответ:

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.

При этом в целях данного подпункта к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Таким образом, при реализации организацией входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется при соблюдении требований к реализованным билетам как бланкам строгой отчетности, а также наличии у этой организации соответствующего кода вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2022 N 03-07-07/99643

Вопрос:

У рыболовецкого колхоза (далее - РК) возникают вопросы по применению п. 4.1 ст. 170 НК РФ при определении пропорции для распределения операций, одновременно используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.

Организация, одновременно осуществляющая операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по обычным ставкам (10% и 20%), облагаемые НДС 0% (экспорт) и не облагаемые НДС, согласно ст. 149 НК РФ ведущая раздельный учет этих операций, предлагает дать разъяснения по следующей ситуации.

Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, используемых для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) (абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период, что однозначно отражено в п. 4.1 ст. 170 НК РФ.

Под стоимостью в целях настоящего расчета понимаются выручка (доход) от продажи товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также стоимость товарно-материальных ценностей, переданных безвозмездно в рамках благотворительной деятельности (пп. 12 п. 3 ст. 149, п. 1 ст. 153 НК РФ).

Правомерно ли исходя из норм НК РФ, что организация для пропорции при распределении операций, одновременно используемых для осуществления как облагаемых налогом, так не подлежащих налогообложению операций, принимает именно выручку по всем видам операций за налоговый период, при этом не принимая во внимание, подтверждена ли ставка 0% на конец налогового периода по операциям, облагаемым ставкой 0%, поскольку необходимость ее подтверждения для пропорции при распределении не указана в п. 4.1 ст. 170 НК РФ?

Кроме того, организация реализует на экспорт несырьевые товары, поэтому производит налоговый вычет "входящего" НДС и в части, облагаемой НДС по ставке 0% деятельности в общеустановленном порядке, и, соответственно, момент определения налоговой базы по НДС, предусмотренный ст. 167 НК РФ, и порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0%, предусмотренный ст. 165 НК РФ, не имеют значения для правильного осуществления вычета.

Ответ:

Согласно абзацу пятому пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для операций, как подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемых от налогообложения, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период с учетом особенностей, установленных данным пунктом статьи 170 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.10.2022 N 03-07-08/98586

Вопрос:

О моменте учета при исчислении налога на прибыль суммы накопленного расхода, начисленного за период открытия короткой позиции по ценной бумаге, если получен убыток.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами установлены в статье 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 282 НК РФ под открытием короткой позиции по ценной бумаге (далее - короткая позиция) понимается реализация (выбытие) ценной бумаги при наличии обязательств налогоплательщика по возврату ценной бумаги, полученной по первой части РЕПО, а также полученной в соответствии с пунктом 8 статьи 282 НК РФ, если такое получение не учитывается при определении обязательств по второй части РЕПО, или договору займа. Короткая позиция открывается при условии отсутствия у налогоплательщика ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда, по которым в налоговом учете сформирована, но не признана в качестве расходов стоимость приобретения, определяемая в соответствии со статьей 280 НК РФ.

В случае открытия короткой позиции по ценным бумагам, по которым предусмотрено начисление процентного (купонного) дохода, налогоплательщик, открывший такую короткую позицию, производит начисление процентного расхода, определяемого как разница между суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату закрытия короткой позиции (включая суммы процентного (купонного) дохода, которые были выплачены эмитентом в период между датой открытия и датой закрытия короткой позиции) и суммой накопленного процентного (купонного) дохода на дату открытия короткой позиции. Начисление процентного (купонного) дохода осуществляется за время открытия короткой позиции с признанием сумм накопленного расхода на дату закрытия этой короткой позиции или на последнее число отчетного (налогового) периода, если в отчетном (налоговом) периоде не произошло закрытия короткой позиции. В случае если налогообложение процентного (купонного) дохода осуществляется по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 4 статьи 284 НК РФ, указанные выше суммы начисленного процентного (купонного) дохода относятся на уменьшение суммы процентного (купонного) дохода, облагаемой по соответствующей налоговой ставке (абзац девятнадцатый пункта 9 статьи 282 НК РФ).

Таким образом, согласно рассматриваемой норме главы 25 НК РФ начисление процентного (купонного) дохода осуществляется за время открытия короткой позиции с признанием сумм накопленного расхода на дату закрытия этой короткой позиции или на последнее число отчетного (налогового) периода, если в отчетном (налоговом) периоде не произошло закрытия короткой позиции.

Следовательно, датой признания сумм накопленного расхода, начисленного за период короткой позиции, является дата закрытия такой короткой позиции или последнее число отчетного (налогового) периода.

В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 274 НК РФ при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных пунктом 1 статьи 278.1 и статьей 283 НК РФ.

Учитывая, что налоговая база внутри налогового периода определяется нарастающим итогом с начала налогового периода, суммы начисленного процентного расхода в одном отчетном периоде могут быть учтены налогоплательщиком в последующие отчетные периоды (внутри налогового периода), в которых будет получен процентный доход, облагаемый по соответствующей ставке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.10.2022 N 03-03-10/98433

Вопрос:

Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, при соблюдении условий, предусмотренных данным подпунктом.

Применяется ли освобождение по НДС в рамках вышеуказанной нормы НК РФ к услугам по доработке программ и баз данных, в результате которых происходит расширение функциональных возможностей программного обеспечения (далее - ПО), зарегистрированного в Едином реестре российских программ:

1) без создания отдельного модуля ПО;

2) путем создания отдельного модуля ПО,

когда такие услуги оказывает лицо, не являющееся правообладателем ПО?

Имеет ли в данном случае значение для освобождения передача исключительных прав на произведенные доработки ПО лицу, по заказу которого осуществляется доработка (переработка, модификация) ПО?

Ответ:

Согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость применяется в случае, когда доработка (обновление) программы для электронных вычислительных машин осуществляется в рамках договора (дополнительного соглашения к договору) на передачу прав на использование таких программ и баз данных.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.10.2022 N 03-07-05/97550

Вопрос:

В соответствии с пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых брокерами, на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом. При этом п. 3.1 названной статьи расширяет перечень услуг брокера, говоря о том, что если брокер оказывает услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и (или) с иностранной валютой, то денежные средства клиентов, переданные брокеру для совершения таких сделок, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" к участию в организованных торгах товаром могут быть допущены индивидуальные предприниматели и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, если участник торгов действует в интересах и за счет другого лица, таким участником может быть брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг.

Таким образом, в перечень услуг, оказываемых брокером в соответствии с лицензией на осуществление брокерской деятельности, также входят услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам.

Подлежат ли услуги брокера по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, оказываемые в соответствии с лицензией на осуществление брокерской деятельности, освобождению от налогообложения НДС?

Ответ:

Согласно абзацу второму подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые брокерами на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (далее - договор о брокерском обслуживании).

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

Пунктом 3.1 статьи 3 Федерального закона N 39-ФЗ установлено, что если брокер оказывает услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и (или) с иностранной валютой, то денежные средства клиентов, переданные брокеру для совершения таких сделок, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании.

В связи с этим если перечнем услуг, оказываемых брокером в соответствии с лицензией на осуществление брокерской деятельности, предусмотрены услуги по исполнению поручений клиентов на совершение гражданско-правовых сделок с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, то такие услуги, оказываемые брокером на основании договора о брокерском обслуживании, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом необходимо отметить, что осуществляемые брокером по поручению клиентов сделки с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.10.2022 N 03-07-07/97076

Вопрос:

Об учете для целей налога на прибыль задолженности контрагента в составе резерва по сомнительным долгам в случае страхования предпринимательского риска.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Согласно статье 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы имущественные интересы в виде риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов - предпринимательского риска (статья 933 ГК РФ).

В случае наступления страхового случая полученное организацией от страховой компании по договору страхования дебиторской задолженности страховое возмещение для целей налогообложения прибыли подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Учитывая указанное, задолженность признается сомнительной в момент наступления сроков оплаты. В случае если риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами застрахован, сумма возникшей просроченной задолженности должна покрываться за счет страхового возмещения. Следовательно, основания учитывать такую задолженность в составе резерва по сомнительным долгам отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.10.2022 N 03-03-06/1/96152

Вопрос:

Организация как исполнитель выполняет комплекс работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию жилого дома.

Цена договора утверждена протоколом стоимости работ и включает все расходы, включая стоимость приобретения и монтажа необходимого для строительства и эксплуатации объекта оборудования, изделий, конструкций и материалов, но не ограничиваясь ею.

Перечнем работ и сводным сметным расчетом предусмотрена установка подъемников для маломобильных групп населения.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ технических средств, включая автотранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.

Правомерно ли применение организацией указанной льготы при передаче результатов работ заказчику в части стоимости установленного оборудования?

Возникает ли у организации при правомерности применения льготы обязанность вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и необлагаемых операций?

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация на территории Российской Федерации технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042.

Пунктом 29 указанного перечня предусмотрены специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами, в том числе оборудование для подъема и перемещения.

Таким образом, подъемное оборудование, реализуемое в Российской Федерации, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если такое оборудование используется как техническое средство для самообслуживания и ухода за инвалидами.

Что касается результатов работ по установке указанного оборудования, передаваемых заказчику, то освобождение, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в отношении результатов таких работ не применяется, в связи с чем передача заказчику результатов работ по установке подъемного оборудования, используемого как техническое средство для самообслуживания и ухода за инвалидами, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2022 N 03-07-10/95027

Вопрос:

Некоммерческая организация (далее - Фонд) реализует проект.

В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), в частности, на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

В соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

В деятельности Фонда периодически возникают ситуации, когда Фонд приобретает имущество за счет средств субсидии и в этой связи учитывает сумму "входящего" НДС в стоимости приобретенного имущества. Затем указанное имущество может передаваться одному из дочерних обществ Фонда безвозмездно.

В такой ситуации применению подлежит норма п. 3 ст. 154 НК РФ. Иными словами, налоговая база безвозмездной реализации имущества Фонда, учтенного по стоимости с учетом уплаченного НДС, определяется как разница между:

- ценой реализуемого имущества (определяется с учетом положений ст. 105.3 НК РФ) с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) и

- стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Соответствует ли указанный подход Фонда требованиям налогового законодательства?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации имущества, подлежащего учету с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как разница между ценой реализуемого имущества, исчисляемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Случаи, когда суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе основных средств и нематериальных активов, поименованы в пункте 2 статьи 170 Кодекса.

На основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

При этом абзацем пятым пункта 2.1 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащие вычету в соответствии с данным пунктом, не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В связи с этим при реализации (передаче) имущества, приобретенного за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, положения пункта 3 статьи 154 Кодекса не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.10.2022 N 03-07-11/95182

=============================================================================