Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 02.12.2022

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон) под производством драгоценных металлов понимается извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом к производству драгоценных металлов относится извлечение драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Частью производственного процесса извлечения драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в отдельных случаях является первичная обработка (сортировка, резка, дробление, измельчение) сырья.

На основании изложенного возможно ли применение пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении операций по передаче лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, организациям, осуществляющим их первичную обработку, но не являющимся аффинажными организациями (при наличии копии договора, подтверждающего последующую передачу данного сырья производителю драгоценных металлов и (или) в аффинаж)?

Ответ:

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Таким образом, операции по реализации лома и отходов драгоценных металлов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если лом и отходы драгоценных металлов приобретаются лицом, непосредственно осуществляющим производство и (или) аффинаж драгоценных металлов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.09.2022 N 03-07-05/93690

Вопрос:

Организация работает на ОСН и осуществляет строительство объекта гостиничного типа для собственных нужд подрядным способом. В рамках этой деятельности организацией заключен договор с подрядчиком о выполнении работ для строительства гостиничного комплекса, включающих работы по геодезии, проектные работы, строительные работы и так далее, то есть выполнение работ по договору разбито на этапы. Строительство носит долгосрочный характер (более пяти лет), а право на налоговый вычет по НДС сохраняется в пределах трех лет.

Допустимо ли применять налоговые вычеты по НДС по итогам каждого принятого заказчиком этапа либо право на налоговый вычет по НДС возникнет после завершения строительства и ввода объекта строительства в эксплуатацию, но это произойдет по истечении трехлетнего периода?

Заказчик заключает подрядные договоры об осуществлении разовых работ (услуг) в рамках строительства, то есть выполнение работ по договору не разбито на этапы. Организация должна применять налоговые вычеты по НДС после ввода объекта гостиничного типа в эксплуатацию или же после принятия результата работ по конкретному договору об осуществлении разовых работ (услуг)?

Ответ:

Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

На основании пункта 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Кодекса вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Учитывая изложенное, суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, принимаются налогоплательщиком к вычету в течение трех лет после принятия на учет работ по капитальному строительству независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.09.2022 N 03-07-10/93709

Вопрос:

Федеральным законом от 16.04.2022 N 97-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" п. 2 ст. 149 части второй НК РФ дополнен пп. 26.2 следующего содержания:

"26.2) исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии.

Положения настоящего подпункта применяются при условии выделения в цене договора коммерческой концессии вознаграждения за передачу исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности".

ООО в ходе осуществления предпринимательской деятельности осуществляет передачу контрагентам по договорам коммерческой концессии на возмездной основе на определенный срок права на использование принадлежащего обществу комплекса прав на объекты интеллектуальной собственности, в состав которых наряду с товарными знаками, логотипами, слоганами и т.п. входит также и ноу-хау.

Установлены ли какие-либо критерии соотношения общей цены договора и вознаграждения за передачу исключительных прав на секреты производства (ноу-хау) и их использование или же стороны вправе определить цену каждого элемента, входящего в комплекс прав, передаваемый по договору, самостоятельно?

Распространяется ли действие пп. 26.2 п. 2 ст. 149 части второй НК РФ на договоры, заключенные до даты вступления в силу Федерального закона от 16.04.2022 N 97-ФЗ, в случае если стороны предусмотрели выделение в цене договора коммерческой концессии вознаграждения за передачу исключительных прав на секреты производства (ноу-хау), а также прав на их использование дополнительным соглашением, заключенным после вступления в силу названного Федерального закона?

Ответ:

Федеральным законом от 16.04.2022 N 97-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен подпунктом 26.2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, согласно которому освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии.

При этом положения подпункта 26.2 пункта 2 статьи 149 Кодекса применяются при условии выделения в цене договора коммерческой концессии вознаграждения за передачу исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности.

На основании пункта 2 статьи 1 и статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

При этом в Кодексе отсутствуют ограничения на величину отношения стоимости передаваемых прав на ноу-хау к цене договора коммерческой концессии в целях применения освобождения от налогообложения НДС при передаче прав по договорам коммерческой концессии.

В связи с вышеизложенным налогоплательщиком применяется освобождение от налогообложения НДС, если вознаграждение за передачу прав на ноу-хау выделено в цене договора коммерческой концессии, независимо от величины отношения стоимости указанных прав к цене договора.

Также по вопросу о возможности распространения действия положений подпункта 26.2 пункта 2 статьи 149 Кодекса на правоотношения, возникшие до вступления в силу Федерального закона N 97-ФЗ, если сторонами договора коммерческой концессии заключено дополнительное соглашение о распространении действия положений договора на правоотношения, возникшие до вступления в силу Федерального закона N 97-ФЗ, сообщается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Согласно статье 2 Федерального закона N 97-ФЗ данный Закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, то есть с 1 июля 2022 года.

При этом распространение действия положений Федерального закона N 97-ФЗ на периоды, предшествующие вступлению его в силу 1 июля 2022 года, данным Федеральным законом не предусмотрено.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.09.2022 N 03-07-07/92840

Вопрос:

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у такого иностранного лица. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации с учетом НДС. Налог определяется расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ).

На основании п. 4 ст. 174 НК РФ уплата налога на добавленную стоимость производится налоговым агентом одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, реализующему указанные работы (услуги).

В текущих условиях возникают ситуации, когда российская организация (заказчик товаров, работ, услуг) фактически принимает товары (работы, услуги) от иностранной организации (кредитора), но денежные средства в счет их оплаты перечисляются не напрямую иностранному поставщику (исполнителю, подрядчику), с которым заключен первоначальный договор, а третьей стороне.

В частности, возможны следующие варианты:

российская организация (заказчик товаров, работ, услуг) с согласия кредитора - иностранной организации переводит свой долг на другую российскую организацию, которая фактически осуществляет перечисление денежных средств иностранной организации;

российская организация (заказчик товаров, работ, услуг) договаривается с другой организацией, которая имеет задолженность перед первой, чтобы последняя перечислила деньги иностранному лицу;

иностранная организация уступает право требования долга другой российской организации, в адрес которой в последующем перечисляет денежные средства российская организация (заказчик товаров, работ, услуг).

Каков порядок применения положений ст. 161 НК РФ, а именно: кто в каждом из вышеперечисленных случаев будет исполнять обязанности налогового агента и какая дата будет являться датой выплаты иностранной организации денежных средств в целях определения налоговой базы?

Ответ:

На основании положений пунктов 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость уплачивается налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 1 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено Кодексом.

Такой иной порядок установлен пунктом 4 статьи 174 Кодекса для налоговых агентов, перечисляющих денежные средства за приобретенные работы (услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации, у иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах либо состоящих на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке. Согласно данному порядку уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств указанным иностранным лицам.

Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранного налогоплательщика товары, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, либо работы (услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации, и самостоятельно не осуществляющая расчеты за такие работы (услуги) с иностранным лицом, должна уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 174 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.09.2022 N 03-07-08/91588

Вопрос:

Организация получает субсидию из бюджета г. Москвы в качестве имущественного взноса для финансирования мероприятий плана ее деятельности (объекты капитального строительства). В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ такая субсидия признается доходом, не учитываемым в целях налогообложения по налогу на прибыль.

При создании объектов капитального строительства товары (работы, услуги) с учетом налога на добавленную стоимость, предъявленного подрядчиками и поставщиками, оплачиваются организацией за счет средств субсидии.

Исходя из принципа "зеркальности" признания доходов и расходов все расходы, понесенные за счет полученной субсидии, также не учитываются в целях налогообложения. Таким образом, в противоположность субсидии, признаваемой доходом в целях налогообложения в соответствии с п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при продаже организацией объектов недвижимости, построенных за счет средств субсидии, их себестоимость в расходах никогда не учитывается.

Согласно п. 2.1 ст. 170 НК РФ в случае приобретения налогоплательщиком товаров (работ, услуг) за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предъявленные суммы НДС вычету не подлежат. При этом суммы НДС, не подлежащие вычету в соответствии с этим пунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

После ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию все объекты недвижимости являются собственностью организации. Основная часть объектов недвижимости (квартиры) передаются безвозмездно г. Москве для переселения граждан по Программе реновации, а оставшиеся (нежилые помещения и машино-места) - реализуются организацией на рынке недвижимости. Средства, вырученные от продажи объектов недвижимости, также направляются на реализацию Программы реновации.

В соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ организация не принимает к вычету НДС, оплаченный поставщикам и подрядчикам, и исходя из принципа "зеркальности" признания доходов и расходов не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

На основании изложенного имеет ли право организация в соответствии с п. 2.1 ст. 170 НК РФ учесть оплаченный поставщикам и подрядчикам НДС единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ?

Ответ:

В целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом порядок отнесения предъявленной суммы налога на добавленную стоимость на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяется статьей 170 Кодекса.

Пунктом 2.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются.

При этом на основании абзаца пятого пункта 2.1 статьи 170 Кодекса суммы налога, не принимаемые к вычету, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 главы 25 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.09.2022 N 03-03-06/3/91721

Вопрос:

АО (далее - Общество) выполняет работы по строительству магистрального газопровода в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации.

Строительство осуществляется работниками вне места постоянного проживания (без возможности ежедневного возвращения в место постоянного проживания) с применением вахтового метода.

Положения трудового законодательства Российской Федерации возлагают на работодателя обязанность по обеспечению работникам надлежащих условий труда, соответствующих установленным нормам и требованиям.

Согласно ст. 108 ТК РФ на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.

В соответствии со ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, в том числе условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Основные положения о вахтовом методе организации работ, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, устанавливают обязанность по обеспечению работников, проживающих в вахтовых поселках, транспортным, торгово-бытовым обслуживанием, а также ежедневным трехразовым горячим общественным питанием.

В соответствии с указанными требованиями трудового законодательства и в целях обеспечения социальных гарантий при выполнении строительных работ вахтовым методом Обществом было принято Положение о вахтовом методе, устанавливающее обязанность по предоставлению работникам надлежащих условий труда, в том числе обеспечение питанием. Кроме того, соответствующие обязанности, включая предоставление трехразового горячего питания, были закреплены за Обществом в трудовых договорах, заключенных с работниками.

В рамках исполнения данных обязательств Общество организует предоставление питания на объектах строительства с применением электронной системы учета, обеспечивающей персональный учет выданного работникам питания. Со стоимости питания, предоставленного работникам (по данным электронной системы учета) на безвозмездной основе, Общество начисляет и уплачивает НДФЛ, а также страховые взносы. Затраты на организацию питания работников, выполняющих работы вахтовым методом, признаются Обществом в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль.

Таким образом, деятельность Общества по организации предоставления питания работникам в соответствии с имеющейся потребностью не носит характера самостоятельной предпринимательской деятельности, не влечет заключение гражданско-правовых договоров с работниками.

Общество организует нормальные условия труда тем, что обеспечивает работников питанием в полевых условиях в соответствии с нормами трудового законодательства. Указанная деятельность является мерой, обусловленной требованиями трудового законодательства в целях организации трудового процесса в труднодоступных местах и не зависящей от результата труда, норм выработки.

Общество не получает от предоставления питания работникам экономическую выгоду в денежной или в натуральной форме, цель реализации услуг по организации питания отсутствует, поскольку такая деятельность является обязательной в силу действующего законодательства, трудового договора, положения о вахтовом методе и обусловлена спецификой деятельности организации.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.

В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, установленным в пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме.

Является ли объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость для Общества стоимость питания, предоставленного на безвозмездной основе работникам, находящимся на вахте, в целях исполнения требований трудового законодательства и организации трудового процесса в труднодоступных местах?

Ответ:

Как следует из вопроса, организация предоставляет своим сотрудникам питание, стоимость которого является частью заработной платы сотрудников в натуральной форме, с которой удерживается налог на доходы физических лиц и начисляются страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом пунктом 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

Таким образом, передача сотрудникам продуктов питания подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные работодателю при приобретении этих продуктов питания, подлежат вычету в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса.

Одновременно отмечается, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме (например, при наличии вредных и (или) опасных условий труда).

Таким образом, по смыслу указанного постановления операции по предоставлению питания работникам не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость только в тех случаях, когда их предоставление предусмотрено трудовым законодательством, которое в соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, а также иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.09.2022 N 03-07-11/91001

Вопрос:

О применении ставки НДС 10% при реализации и ввозе в РФ товаров для детей.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 10% при реализации товаров для детей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 164 Кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации, и Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.09.2022 N 03-07-11/90978

Вопрос:

Можно ли зарегистрировать ООО по адресу места жительства учредителя, если собственник квартиры - его супруга?

Ответ:

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Кодекса и подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий получения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представительства.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации не исключает возможности регистрации юридического лица по адресу места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Данный подход подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".

Отмечается, что в случае, если регистрация юридического лица осуществляется по адресу места жительства физического лица, сведения о таком адресе в силу положений Кодекса и Федерального закона N 129-ФЗ подлежат включению в ЕГРЮЛ и становятся открытыми и общедоступными.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.09.2022 N 03-12-13/90461

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль потерь от пожара и страховой выплаты при пожаре.

Ответ:

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам, в частности, относятся потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

В то же время в силу пункта 3 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм возмещения убытков или ущерба.

При этом порядок признания внереализационных доходов и расходов определен пунктом 4 статьи 271 и пунктом 7 статьи 272 НК РФ.

Учитывая изложенное, потери от пожара отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они документально подтверждены. При этом страховая выплата учитывается в составе внереализационных доходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.09.2022 N 03-03-06/1/89952

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль процентного дохода по долговым ценным бумагам и дохода от их реализации (погашения).

Ответ:

Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) дополнял пункты 3 и 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) новыми положениями, определяющими дату признания дохода, полученного налогоплательщиком по ценным бумагам.

Согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ для дохода от погашения долговых ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством иностранного государства, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, ведение которого осуществляют иностранные организации в соответствии с законодательством иностранного государства, датой признания доходов от реализации признается дата, определяемая в соответствии с пунктом 2 статьи 273 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 273 НК РФ в целях главы 25 НК РФ датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).

Согласно подпункту 14.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде процентов, начисленных в 2022 и 2023 годах, по долговым ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством иностранного государства, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, ведение которого осуществляют иностранные организации в соответствии с законодательством иностранного государства, датой признания доходов признается дата поступления денежных средств, но не позднее 31 марта 2024 года.

Таким образом, Закон N 323-ФЗ определил, что в целях налогообложения прибыли доход, полученный налогоплательщиком в виде процентного дохода и дохода от реализации (погашения) по долговым ценным бумагам, выпущенным в соответствии с законодательством иностранного государства, права на которые учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, ведение которого осуществляют иностранные организации в соответствии с законодательством иностранного государства, учитывается на дату поступления денежных средств либо на дату погашения задолженности иным способом.

Речь в пункте 3 статьи 271 НК РФ и подпункте 14.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ идет о ценных долговых бумагах, отвечающих следующим критериям:

они выпущены в соответствии с законодательством иностранного государства;

права на них учитываются в реестре владельцев ценных бумаг, ведение которого осуществляют иностранные организации в соответствии с законодательством иностранного государства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.09.2022 N 03-03-06/2/89744