Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 10.06.2022

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль организацией-эмитентом курсовых разниц в связи с переоценкой долговых обязательств по валютным облигациям.

Ответ:

Как указано в статье 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение (если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом) в предусмотренный в ней срок от эмитента облигации ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение установленных в ней процентов либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.

Согласно пункту 11 статьи 250 и подпункту 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы (расходы) налогоплательщика в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, под которой в целях главы 25 НК РФ понимается курсовая разница, возникающая при дооценке (уценке) имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке (дооценке) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов, признаются внереализационными доходами (расходами).

Учитывая указанное, курсовые разницы возникают у налогоплательщика при наличии требований и (или) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

В соответствии с пунктом 8 статьи 271 НК РФ требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Порядок признания внереализационных доходов и внереализационных расходов в виде курсовых разниц установлен подпунктом 7 пункта 4 статьи 271 и подпунктом 6 пункта 7 статьи 272 НК РФ соответственно.

Так, по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), и положительной переоценки стоимости драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах, осуществляемой в порядке, установленном нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, датой признания внереализационного дохода и расхода является, в частности, последнее число текущего месяца.

Учитывая указанное, если при эмиссии облигаций у организации-эмитента возникают обязательства, выраженные в иностранной валюте, то у такой организации возникает обязанность по переоценке соответствующих обязательств в валюте с отражением результата (курсовых разниц) в составе внереализационных доходов (расходов) на соответствующие даты признания доходов (расходов).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2022 N 03-03-06/1/23780

Вопрос:

О работниках, учитываемых для определения численности медицинского персонала в штате медицинской организации, в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям пункта 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении ряда условий, установленных данной статьей Кодекса.

Таким условием, в частности, является наличие в штате такой организации в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода не менее 50 процентов медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста (подпункт 3 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса).

Таким образом, при определении данного критерия для целей применения указанной налоговой ставки по налогу на прибыль организация, осуществляющая медицинскую деятельность, вправе учитывать только работников, имеющих сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2022 N 03-03-06/1/23866

Вопрос:

Об учете вознаграждения доверительного управляющего по ДДУ ценными бумагами в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций участников договора доверительного управления имуществом и ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом установлены статьями 276 и 332 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно статье 332 НК РФ налогоплательщик - организация, которая по условиям договора доверительного управления является управляющей имуществом, обязана вести раздельный аналитический учет по доходам и расходам, связанным с исполнением договора доверительного управления, и по доходам, полученным в виде вознаграждения от доверительного управления, в разрезе каждого договора доверительного управления.

Сумма вознаграждения доверительному управляющему признается расходом по договору доверительного управления и уменьшает сумму дохода, полученного от операций с имуществом, переданным в доверительное управление. Если выгодоприобретателем по договору доверительного управления предусмотрено третье лицо - выгодоприобретатель, то расходы (убытки) (за исключением вознаграждения) при исполнении договора доверительного управления не уменьшают доходы, полученные учредителем договора доверительного управления по другим основаниям.

Одновременно пунктом 2 статьи 276 НК РФ установлено, что в случае, если по условиям договора доверительного управления имуществом учредитель доверительного управления является выгодоприобретателем, определение налоговой базы такого учредителя осуществляется с учетом следующих особенностей:

1) доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода;

2) расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего), признаются расходами, связанными с производством и реализацией, или внереализационными расходами учредителя доверительного управления в зависимости от вида осуществленных расходов;

3) доходы (расходы) по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (за исключением вознаграждения доверительного управляющего) включаются в состав доходов (расходов) по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами соответствующей категории или внереализационных доходов (расходов) у учредителя договора доверительного управления в порядке, установленном статьями 275, 280 - 282.1, 301 - 305 НК РФ. При этом расходы на вознаграждение доверительного управляющего учитываются отдельно и признаются расходами учредителя доверительного управления в составе внереализационных расходов.

При этом в отношении необращающихся ценных бумаг обращается внимание, что в силу пункта 22 статьи 280 НК РФ налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами определяется совокупно в порядке, установленном статьей 304 НК РФ, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено статьей 280 НК РФ и статьей 304 НК РФ.

Следовательно, учет вознаграждения доверительного управляющего по договору доверительного управления ценными бумагами должен осуществляться с учетом пункта 22 статьи 280 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.03.2022 N 03-03-06/1/24105

Вопрос:

О налоге на прибыль с дохода акционеров организации, являющихся юрлицами, при ее ликвидации.

Ответ:

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 277 НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев) и величины внесенных ими вкладов в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подпункте 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в имущество организации.

Абзацем вторым пункта 1 части второй статьи 250 НК РФ предусмотрено, что для целей главы 25 НК РФ к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации и величину внесенного им вклада в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подпункте 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в имущество организации.

Учитывая указанное, в случае ликвидации организации налогооблагаемый налогом на прибыль доход акционеров (участников) организации, являющихся юридическими лицами, определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале общества. Указанный доход квалифицируется в качестве дивидендов, и к такому доходу применяются ставки налога на прибыль, установленные в пункте 3 статьи 284 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.03.2022 N 03-03-06/1/22830

Вопрос:

Организация импортирует в Российскую Федерацию имплантаты стоматологические с принадлежностями, производства компании (Германия).

Данные имплантаты зарегистрированы в качестве медицинских изделий, код ОКПД 2 - 32.50.22.194, код ТН ВЭД ЕАЭС в зависимости от материала - 9021 29 000 4 или 9021 29 000 9.

Имплантаты стоматологические по своему функциональному назначению относятся к категории протезно-ортопедических изделий (протезов), так как являются частью зубных протезов.

Данное обстоятельство подтверждается также присвоением Росздравнадзором кода ОКПД 2 - 32.50.22.194, который входит в категорию 32.50.22.190 "Протезы органов человека, не включенные в другие группировки" вида 32.50.22 "Суставы искусственные; ортопедические приспособления; искусственные зубы; зуботехнические приспособления; искусственные части человеческого тела, не включенные в другие группировки".

Однако у организации возникает вопрос о налогообложении таких имплантатов. В целях недопущения нарушений действующего законодательства:

- подпадают ли имплантаты стоматологические (которым присвоен код ОКПД 2 - 32.50.22.194 и которые классифицируются по коду 9021 29 000 4 или 9021 29 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС) под действие Постановления Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость"?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты НДС ввоз на территорию Российской Федерации и реализация в Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 (далее - Перечень).

Примечанием 1 к Перечню установлено, что для применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами единой Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий.

В позиции 8 "Изделия травматологические 94 3800 (изделия для соединения костей; изделия для воздействия на кости; изделия корректирующие)" Перечня поименованы код ОКПД 2 32.50.22.190 и позиция 9021 ТН ВЭД ЕАЭС.

В введении Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, указано, что в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории (XX.XX.XX.XX0) продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий (XX.XX.XX.XXX).

Согласно предоставленной в вопросе информации (регистрационное удостоверение, каталог на имплантаты стоматологические) товару присвоен код ОКПД 2 32.50.22.194, учитывая конструкцию и назначение рассматриваемых товаров, их классификация в зависимости от материала изготовления возможна в подсубпозициях 9021 29 000 3, 9021 29 000 4 и 9021 29 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, классифицируемых в вышеприведенных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС, с кодом ОКПД 2 32.50.22.194, указанным в регистрационных удостоверениях медицинского изделия, предусмотрено освобождение от уплаты НДС.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.03.2022 N 03-07-11/22892

Вопрос:

В соответствии с проектом концессионного соглашения концедент обязуется предоставить концессионеру плату концедента, компенсирующую вложения концессионера в создание, реконструкцию, ремонт, содержание (эксплуатацию) объектов наружного электроосвещения.

В финансовой модели концессионного соглашения заложена полная окупаемость затрат концессионера за счет платы концедента. При этом другие источники для возмещения затрат отсутствуют. Прибыль концессионера не предусмотрена. Плата концедента выплачивается в виде субсидии в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 6 ст. 78 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, являющимся стороной концессионных соглашений.

Положениями п. п. 1 и 6 ст. 78 БК РФ определено, что субсидии могут предоставляться из местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, в целях:

- возмещения недополученных доходов и (или)

- финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Плата концедента предусматривает возмещение следующих фактически произведенных концессионером затрат с включением в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость.

1. Возмещение затрат концессионера на электроэнергию по наружному освещению города в пределах лимита, определенного концессионным соглашением.

2. Возмещение затрат концессионера на создание и реконструкцию объектов наружного освещения в пределах лимита, определенного концессионным соглашением. Превышение капитальных вложений над лимитом переносится на следующий год вплоть до окончания срока действия концессионного соглашения.

3. Возмещение прочих операционных затрат концессионера (включая НДС) на ремонт и содержание (эксплуатацию) объектов наружного электроосвещения в пределах лимита, определенного концессионным соглашением. Превышение фактических затрат над лимитом переносится на следующий год вплоть до окончания срока действия концессионного соглашения.

4. Возмещение затрат концессионера на уплату процентов по кредитам, привлеченным для создания и реконструкции объектов наружного освещения в пределах лимита, определенного концессионным соглашением. Превышение фактически уплаченных процентов над лимитом переносится на следующий год вплоть до окончания срока действия концессионного соглашения, но не более общего размера платежей за проценты по привлеченному финансированию.

По мнению концессионера, в связи с тем что плата концедента (субсидия) выплачивается концедентом для возмещения затрат концессионера в пределах предусмотренного концессионным соглашением лимита, а не по согласованной цене за обслуживание (эксплуатацию) одной светоточки, то она не связана с оплатой реализованных товаров, работ, услуг и в соответствии с п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 39, п. 2 ст. 153 НК РФ налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежит.

Между тем в связи с отсутствием в гл. 21 НК РФ норм, регулирующих порядок налогообложения субсидий, полностью возмещающих затраты юридического лица, связанные с осуществлением им деятельности, мы не исключаем возможность применения к таким субсидиям нормы пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, в соответствии с которой плата концедента может быть включена в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Подлежит ли налогообложению налогом на добавленную стоимость плата концедента в рассматриваемой ситуации?

Имеет ли концессионер право на вычет НДС, предъявленный поставщиками и подрядчиками по товарам (работам, услугам, основным средствам), использованным при выполнении работ по созданию, реконструкции, ремонту и содержанию (эксплуатации) объектов концессионного соглашения?

Ответ:

Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно пункту 1 статьи 174.1 Кодекса при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 данной статьи Кодекса концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами концессионеру, в порядке, установленном главой 21 Кодекса.

Пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению). При этом абзацем восьмым пункта 2.1 и абзацем десятым подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат сумм налога на добавленную стоимость, то положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса не применяются.

На основании изложенного, если в рамках концессионного соглашения объекты концессионного соглашения, созданные (реконструированные) концессионером за счет платы концедента, используются для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, то при применении вычетов налога, предъявленного концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе создания (реконструкции) таких объектов концессионного соглашения, концессионеру следует учитывать вышеуказанные положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

В случае если в рамках концессионного соглашения объекты концессионного соглашения, созданные (реконструированные) концессионером за счет платы концедента, используются для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, то на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе создания (реконструкции) этих объектов концессионного соглашения, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Что касается платы концедента по концессионному соглашению, то согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Осуществление концессионером деятельности по эксплуатации объектов концессионного соглашения в целях налогообложения признается работой (услугой) на основании пунктов 4 и 5 статьи 38 Кодекса и, соответственно, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Поэтому плата концедента по концессионному соглашению за эксплуатацию объекта концессионного соглашения, выплачиваемая концессионеру, подлежит налогообложению у концессионера. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе эксплуатации объектов концессионного соглашения, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу по данному налогу не включаются.

В связи с этим плата концедента по концессионному соглашению, направленная на возмещение расходов концессионера на создание (реконструкцию) объектов концессионного соглашения, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включается на основании данной нормы статьи 162 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.03.2022 N 03-07-11/22793

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль сумм налога на имущество организаций.

Ответ:

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.

В частности, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Согласно пункту 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов, страховых взносов).

Учитывая вышеуказанное, суммы налога на имущество организаций учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ на отчетную дату того отчетного (налогового) периода, за который представляется декларация по налогу на имущество организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.03.2022 N 03-03-06/1/22233

Вопрос:

Об определении действительной стоимости доли участника в уставном капитале ООО и учете в целях налога на прибыль имущества, безвозмездно полученного от физлица.

Ответ:

Пунктом 6.1 статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 Закона N 14-ФЗ его доля переходит к обществу. При этом общество обязано выплатить вышедшему из общества участнику общества действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дате перехода к обществу доли вышедшего из общества участника общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.

Согласно статье 14 Закона N 14-ФЗ действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.

Таким образом, действительная стоимость доли участника в уставном капитале общества определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества, которая формируется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, и ее расчет положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не регулируется.

Для целей налогообложения прибыли организаций в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса. К таким случаям, в частности, относятся случаи, предусмотренные подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Абзацем 4 подпункта 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав, полученных российской организацией безвозмездно от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 Кодекса, составляет не менее 50 процентов.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае соблюдения указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса условий безвозмездно полученное организацией имущество не учитывается в составе доходов для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.03.2022 N 03-03-06/1/21124

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на добровольное имущественное страхование и на возмещение затрат другого налогоплательщика, в том числе по договору страхования.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Согласно пункту 1 статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по добровольным видам страхования, перечисленным в названном пункте статьи 263 НК РФ.

Взносы налогоплательщика по иным видам добровольного имущественного страхования, не перечисленным в пункте 1 статьи 263 НК РФ, учитываются в целях налогообложения прибыли, при условии, что в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности (подпункт 10 пункта 1 статьи 263 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Из приведенных норм статьи 252 НК РФ следует, что к учету в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций принимаются расходы, которые непосредственно произведены налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, расходы налогоплательщика по возмещению затрат другого налогоплательщика, в том числе по договору страхования (расходы страховщика), не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.03.2022 N 03-03-07/21146

Вопрос:

О внесении изменений в инвестиционную декларацию и сроке реализации инвестиционного проекта в целях предоставления льгот по налогу на прибыль участнику РИП.

Ответ:

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 25.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в перечень документов, направляемых организацией в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для включения ее в реестр участников регионального инвестиционного проекта (далее - РИП), входит инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта). В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 25.10 НК РФ форма инвестиционной декларации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (приказ ФНС России от 05.02.2014 N ММВ-7-3/38@).

В указанной инвестиционной декларации предусмотрено приведение таких показателей, как "количество создаваемых рабочих мест", "налоговые платежи от реализации инвестиционного проекта", "общий объем финансирования инвестиционного проекта", "объем затрат на создание (приобретение) амортизируемого имущества", "срок реализации инвестиционного проекта", "график ежегодного объема капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта".

Основания, по которым возможен отказ по внесению изменений в инвестиционную декларацию, поименованы в пункте 3 статьи 25.12 НК РФ. Иных оснований положениями НК РФ не предусмотрено.

При этом внесение в инвестиционную декларацию изменений, касающихся условий реализации РИП, осуществляется уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заявления участника РИП, составленного в произвольной форме, содержащего обоснование необходимости внесения таких изменений, в порядке, предусмотренном статьей 25.11 НК РФ для включения организации в реестр участников РИП (пункт 2 статьи 25.12 НК РФ).

Учитывая изложенное, налогоплательщик - участник РИП вправе внести изменения в инвестиционную декларацию в части показателей прошедших периодов.

Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 25.12 НК РФ статус налогоплательщика - участника РИП подлежит прекращению на основании вступившего в силу решения по результатам налоговой проверки, проведенной в порядке, установленном НК РФ, выявившей несоответствие РИП и (или) его участника требованиям, установленным НК РФ и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, а также невыполнение участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части сумм финансирования капитальных вложений РИП, - со дня включения организации в реестр участников РИП.

Касательно капитальных вложений.

Под инвестиционным проектом в целях налогообложения понимается ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 25.8 НК РФ определено, что РИП признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно требованиям, установленным подпунктами 1.1, 2, 4, 5 пункта 1 данной статьи НК РФ.

Организация получает статус участника РИП со дня включения ее в реестр участников РИП (подпункт 1 пункта 3 статьи 25.9 НК РФ).

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ установлен минимальный объем капитальных вложений (либо не менее 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо не менее 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП), определяющих сумму финансирования РИП, в соответствии с инвестиционной декларацией.

При этом затраты, учитываемые в рамках РИП при определении объема капитальных вложений, поименованы в пункте 3 статьи 25.8 НК РФ.

Учитывая, что НК РФ устанавливает период, в течение которого необходимо осуществить определенную сумму капитальных вложений, данная сумма определяет стоимость инвестиционного проекта, который должен быть реализован в зависимости от объема капитальных вложений за три года либо за пять лет.

В случае превышения срока реализации соответствующих инвестиционных проектов налоговые льготы по налогу на прибыль участникам РИП не предоставляются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.03.2022 N 03-03-05/20318

=============================================================================