Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 22.04.2022

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об условиях применения IT-организацией пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284, подпунктом 3 пункта 1 и подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, установлены налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 процентов и налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов, а также пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

Указанные пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов применяются организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация), при выполнении следующих условий (пункт 1.15 статьи 284 Кодекса и пункт 5 статьи 427 Кодекса):

- организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) по итогам отчетного (налогового, расчетного) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период (для применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций ИТ-организациями и пониженных тарифов страховых взносов вновь созданными ИТ-организациями), по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период (для применения пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями, не являющимися вновь созданными);

- среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый, расчетный) период составляет не менее семи человек (для применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций ИТ-организациями и пониженных тарифов страховых взносов вновь созданными ИТ-организациями) и средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, составляет не менее семи человек (для применения пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями, не являющимися вновь созданными).

Таким образом, ИТ-организация вправе применять вышеупомянутые пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов при одновременном выполнении всех вышеперечисленных условий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.03.2022 N 03-15-06/20000

Вопрос:

О страховых взносах и налоге на прибыль при оплате (компенсации) стоимости питания работникам, выполняющим работы вахтовым методом.

Ответ:

Из информации, изложенной в вопросе, следует, что организация на основании условий заключенных с работниками трудовых договоров, положения о вахтовом методе, действующего в организации, обеспечивает работников, осуществляющих работы вахтовым методом, ежедневным горячим питанием. Для этого организация заключила договоры со сторонними организациями на оказание услуг по организации питания на объектах строительства с применением электронной системы учета, позволяющей дифференцировать стоимость оплаченного питания, предоставленного работникам, в зависимости от их квалификации и должности.

Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением расходов на оплату питания, или его оплатой, или его бесплатным предоставлением и с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Исходя из положений статьи 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы.

Согласно пункту 6.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, проживающие в вахтовых поселках обеспечиваются ежедневным трехразовым горячим общественным питанием.

При этом в указанных Основных положениях о вахтовом методе организации работ не установлено, что трехразовое питание предоставляется бесплатно.

Таким образом, компенсация расходов на питание работникам, выполняющим работы вахтовым методом, или оплата питания таких работников, или выдача им денежных сумм на указанные цели производится на основании локального нормативного акта организации, а не в соответствии с законодательством Российской Федерации, и поэтому вышеупомянутые расходы организации на питание работников, выполняющих работы вахтовым методом, осуществляемые работодателем за счет собственных средств на основании условий трудовых договоров, Положения о вахтовом методе, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса как выплаты в рамках трудовых отношений.

Налог на прибыль организаций

Вместе с тем положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса установлены случаи возможности отнесения стоимости питания, предоставляемого работникам организации, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (статьи 252, 255 и 270 Налогового кодекса).

Так, стоимость питания может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в случае если действующим законодательством предусмотрено специальное питание для отдельных категорий работников.

Также стоимость питания может учитываться в составе расходов на оплату труда, в случае если бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовым и (или) коллективным договорами и, соответственно, является частью системы оплаты труда работников, при условии, что, как и в случае иных начислений по оплате труда, налогоплательщиком выполняются обязательства по выявлению конкретной величины доходов каждого работника (с начислением налога на доходы физических лиц).

В иных случаях расходы налогоплательщика в виде стоимости питания, предоставляемого работникам, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом согласно подпункту 48 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.03.2022 N 03-15-06/19733

Вопрос:

О выполнении налоговым агентом обязанности по удержанию НДФЛ из рублевых денежных средств налогоплательщика при осуществлении операций с ценными бумагами и ПФИ.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 226.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) исчисление и удержание суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами в порядке, установленном главой 23 Кодекса, в частности, по окончании налогового периода.

Согласно абзацу первому пункта 10 статьи 226.1 Кодекса налоговый агент обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, специальных клиентских счетах, специальных депозитарных счетах, номинальных счетах форекс-дилера или на банковских счетах налогового агента - доверительного управляющего, используемых указанным управляющим для обособленного хранения денежных средств учредителей управления, исходя из остатка рублевых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.

В этой связи при отсутствии по окончании налогового периода на счетах, указанных в абзаце первом пункта 10 статьи 226.1 Кодекса, рублевых денежных средств у налогового агента на соответствующую дату отсутствует возможность удержания исчисленной суммы налога на доходы физических лиц.

В соответствии с пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса при невозможности полностью удержать исчисленную сумму налога в соответствии с указанной статьей налоговый агент определяет возможность удержания суммы налога до наступления наиболее ранней даты из следующих дат:

одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором налоговый агент не смог полностью удержать исчисленную сумму налога;

даты прекращения действия последнего договора, заключенного между налогоплательщиком и налоговым агентом, при наличии которого налоговый агент осуществлял исчисление налога.

При невозможности удержать у налогоплательщика полностью или частично исчисленную сумму налога вследствие прекращения срока действия последнего по дате начала действия договора, на основании которого налоговый агент осуществляет выплату, в отношении которой он признается налоговым агентом, налоговый агент в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком в соответствии со статьей 228 Кодекса.

Сообщения о невозможности удержания суммы налога по итогам налогового периода направляются налоговым агентом в налоговые органы в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.03.2022 N 03-04-06/19597

Вопрос:

Об образовании в целях налога на прибыль постоянного представительства в РФ при оказании австрийской организацией услуг по созданию окрасочного производства автомобилей.

Ответ:

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 306 и пункта 2 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности, исходя из положений которых доход иностранной организации от предпринимательской деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, налогообложению в Российской Федерации не подлежит.

Понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность организации, с которым связывается возникновение обязанности данной организации уплачивать налог на прибыль в том государстве, в котором ее деятельность рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.

Согласно пункту 2 статьи 306 Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей 25 главы Кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 статьи 306 Кодекса.

Таким образом, Кодекс устанавливает совокупность признаков постоянного представительства, а именно:

- наличие места деятельности;

- регулярный характер такой деятельности;

- ведение предпринимательской деятельности.

Выражение "место деятельности" означает любые помещения, средства, оборудование или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Место бизнеса может также существовать и без отдельного помещения, достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство.

Для того чтобы место деятельности составляло постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно производить через него полный или частичный бизнес. Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть производиться без перерыва в операциях, но при этом операции должны иметь регулярный характер.

Аналогичные критерии образования постоянного представительства содержатся и в соглашениях Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000 (далее - Конвенция) термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность предприятия.

Вместе с тем необходимо учитывать положения пункта 3 статьи 5 Конвенции, согласно которым строительная площадка или сборочный, или монтажный объект образуют постоянное представительство, только если они существуют в течение периода, превышающего 12 месяцев.

На основании статьи 7 Конвенции прибыль австрийской организации подлежит налогообложению в Российской Федерации только в случае, если такая организация осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через находящееся здесь постоянное представительство, и только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Таким образом, деятельность австрийской компании по договору выполнения и оказания услуг по созданию окрасочного производства автомобилей, заключенному с российской организацией, будет приводить к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации при выполнении условий, установленных статьей 5 Конвенции и статьей 306 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.03.2022 N 03-08-05/19776

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН и налога на прибыль субсидий, полученных субъектами МСП, а также расходов, произведенных за их счет.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, включенными по состоянию на дату получения субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) относящимися к социально ориентированным некоммерческим организациям.

При этом согласно пункту 48.26 статьи 270 Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы, осуществленные за счет субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Таким образом, в случае если доходы в виде субсидий, полученные налогоплательщиком, включенным по состоянию на дату получения данных субсидий в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствуют условиям, установленным подпунктом 60 пункта 1 статьи 251 Кодекса, то указанные доходы не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом и расходы, произведенные данным налогоплательщиком за счет указанных субсидий, в целях налогообложения не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.03.2022 N 03-11-05/2/19420

Вопрос:

О требованиях к первичному учетному документу в электронном виде в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) все расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ: обоснованность, документальная подтвержденность, связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.03.2022 N 03-03-06/1/18969

Вопрос:

О ЕСХН и НДФЛ при предоставлении питания работникам.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу (далее - ЕСХН) уменьшают полученные ими доходы на расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 346.5 Кодекса указанные расходы учитываются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 255 Кодекса.

Статьей 255 Кодекса установлено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно пункту 4 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда относится стоимость бесплатно предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов, а также иные расходы, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором.

При этом пунктом 25 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Таким образом, стоимость питания, предоставляемого работникам организации, учитывается при определении объекта налогообложения по ЕСХН в составе расходов на оплату труда, при условии, что такое питание предусмотрено трудовым и (или) коллективным договором и имеется возможность определить конкретную величину доходов каждого работника.

Расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах, не являющиеся частью системы оплаты труда работников, учитываются при определении объекта налогообложения по ЕСХН на основании подпункта 22 пункта 2 статьи 346.5 Кодекса.

В отношении налога на доходы физических лиц следует иметь в виду, что статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Пунктом 1 статьи 210 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), в том числе питания.

При получении налогоплательщиком от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

При возникновении у физических лиц дохода в натуральной форме в виде оплаты за них товаров (работ, услуг) организацией указанная организация признается на основании статьи 226 Кодекса налоговым агентом в отношении таких доходов и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 230 Кодекса налоговый агент обязан вести учет доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде.

Таким образом, с учетом указанных положений статьи 211 Кодекса стоимость питания, оплаченного организацией за работников, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2022 N 03-11-10/18728

Вопрос:

Об определении налоговой базы по налогу на прибыль при передаче простого векселя в счет погашения задолженности перед третьим лицом.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель относится к ценным бумагам.

Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами установлены статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Пунктом 3 статьи 280 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги.

При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль организаций при передаче простого векселя в счет погашения задолженности перед третьим лицом происходит реализация ценной бумаги и налоговая база по данной операции определяется в соответствии с вышеуказанными положениями статьи 280 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2022 N 03-03-06/1/18447

Вопрос:

Об определении доходов и расходов при погашении облигаций в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации), определяемые в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Пунктами 1 и 3 статьи 249 Кодекса установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации облигация является ценной бумагой.

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены статьей 280 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 280 Кодекса доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщику покупателем, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

Пунктом 3 статьи 280 Кодекса установлено, что расходы налогоплательщика при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.

В этой связи при погашении облигаций доходы определяются исходя из их цены при погашении, а расходы - исходя из цены при их приобретении.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2022 N 03-11-06/2/18458

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль задолженности безнадежной при наличии решения суда о взыскании задолженности ликвидированного должника с физлиц в рамках субсидиарной ответственности.

Ответ:

Налогоплательщик, имеющий задолженность, при списании такой задолженности может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из событий, перечисленных в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) для целей налогообложения прибыли признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Учитывая указанное, в случае ликвидации организации-должника датой признания его задолженности перед налогоплательщиком безнадежной для целей налогообложения прибыли будет признаваться дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о ликвидации такого юридического лица в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Квалификация задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли происходит на момент списания такой задолженности с баланса на основании критериев, установленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ.

При наличии вступившего в силу судебного решения о взыскании задолженности ликвидированного должника с физических лиц в порядке привлечения их к субсидиарной ответственности такая задолженность не может считаться безнадежной, поскольку в данном случае происходит перевод задолженности юридического лица в задолженность физических лиц перед налогоплательщиком.

Если судебный акт о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц вступил в силу после списания задолженности, то на основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ суммы возмещения убытков (ущерба) отражаются в составе внереализационных доходов налогоплательщика на дату вступления в законную силу решения суда, если иное не предусмотрено подпунктом 15 указанного пункта статьи 271 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2022 N 03-03-06/2/18457