Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 25.02.2022

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией при перевозке товаров из иностранного государства в РФ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.

Так, на основании положений подпункта 4.1 пункта 1 и подпункта 5 пункта 1.1 указанной статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями между пунктами отправления и назначения, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации, а другой - в Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, местом реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах, по договору с российской организацией в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, территория Российской Федерации не признается. Соответственно, российская организация, приобретающая данные услуги, не является налоговым агентом, обязанным исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в российский бюджет по этим услугам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.01.2022 N 03-07-08/3050

Вопрос:

О моменте определения налоговой базы по НДС в отношении денежных средств, размещенных на счете эскроу, бенефициаром которых является продавец неотгруженных товаров (работ, услуг).

Ответ:

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, моментом определения налоговой базы является также день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 154 Кодекса при получении налогоплательщиком оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из суммы полученной оплаты (частичной оплаты) с учетом налога.

Таким образом, полученную продавцом до даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, сумму денежных средств в виде оплаты (частичной оплаты) этих товаров (работ, услуг) следует рассматривать как оплату (частичную оплату), полученную в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которая на основании абзаца второго пункта 1 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 167 Кодекса включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 860.7 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу. Права на денежные средства, находящиеся на счете эскроу, принадлежат депоненту до даты возникновения оснований для передачи денежных средств бенефициару, а после указанной даты - бенефициару.

В связи с этим если у бенефициара, являющегося продавцом товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, до даты отгрузки (выполнения, оказания) возникло право на получение размещенной на счете эскроу суммы денежных средств в виде оплаты этих товаров (работ, услуг), то на дату возникновения указанного права данную сумму денежных средства следует рассматривать как оплату (частичную оплату), полученную в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которая на основании абзаца второго пункта 1 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 167 Кодекса включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.01.2022 N 03-07-11/2645

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль в отношении планируемой деятельности, связанной с выполнением работ (оказанием услуг).

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника их оплаты.

При этом пунктами 4 и 5 статьи 38 Кодекса установлено, что для целей налогообложения работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, а услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 252 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются любые экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок формирования первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налога на прибыль организаций установлен статьей 257 Кодекса.

На основании положений пункта 1 данной статьи Кодекса в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Таким образом, если организация осуществляет расходы по созданию основного средства, которое будет использоваться в деятельности, приносящей доход, или осуществляет расходы, поименованные в пункте 2 статьи 257 Кодекса, то первоначальная стоимость такого основного средства, независимо от источника финансирования, определяется (изменяется) в порядке, предусмотренном статьей 257 Кодекса. В дальнейшем произведенные расходы признаются для целей налога на прибыль организаций через механизм начисления амортизации в общеустановленном порядке. Исключение составляет только имущество, созданное с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Первоначальная стоимость такого имущества формируется без учета расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Что касается признания для целей налога на прибыль организаций расходов, не связанных с созданием амортизируемого имущества, но произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, то такие затраты также учитываются для целей налога на прибыль в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2022 N 03-07-11/2092

Вопрос:

О налоге на прибыль при реализации (погашении) кипрской организацией инвестиционных паев ЗПИФов, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимости в РФ.

Ответ:

Статьей 7 Кодекса Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Согласно пункту 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение) доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Пунктом 5 статьи 6 Соглашения предусмотрено, что положения пунктов 1 и 3 указанной статьи также распространяются на доходы, полученные через посредство трастов недвижимости, паевых фондов недвижимости или аналогичных коллективных форм инвестирования, созданных в первую очередь для инвестиций в недвижимое имущество.

В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Согласно подпункту 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости, а также комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса.

Таким образом, налогообложение доходов от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости, а также комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 310 Кодекса по ставке 20 процентов.

При этом согласно пункту 4 статьи 309 Кодекса при определении налоговой базы по доходам, указанным в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268 и 280 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2022 N 03-08-05/2387

Вопрос:

Об условиях применения с 01.01.2022 освобождения от НДС в отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы.

Ответ:

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:

- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;

- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;

- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).

При этом в целях применения налогоплательщиком освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных услуг общественного питания сумма доходов, размер которой не должен превышать в совокупности 2 млрд рублей, определяется по всем видам деятельности, осуществляемым налогоплательщиком, и удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов должен составлять не менее 70 процентов.

Таким образом, организация, осуществляющая виды деятельности по оказанию гостиничных услуг и услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при оказании услуг общественного питания в случае, если организацией соблюдаются установленные подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса условия, в том числе в части суммы доходов от осуществляемых видов деятельности и удельного веса доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.01.2022 N 03-07-07/1908

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство, доходов, облагаемых НДС в РФ.

Ответ:

Порядок налогообложения налогом на прибыль организаций доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в частности исходя из положений которых иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для таких иностранных организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Налог с доходов, полученных указанными иностранными организациями, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Кодекса, устанавливающей принципы определения доходов, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии, в частности, с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Учитывая вышеизложенное, при выплате иностранной организации доходов, которые облагаются НДС на территории Российской Федерации, налог на прибыль с доходов такой организации, подлежащих налогообложению у источника в Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса, исчисляется с суммы выплачиваемого дохода за вычетом сумм НДС, предъявленных покупателю услуг, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением таких сумм НДС, уплачиваемых покупателем иностранной организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.01.2022 N 03-08-05/1946

Вопрос:

Об учете доходов в виде сумм неустойки за нарушение контрагентом договорных обязанностей в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) к внереализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименован в статье 251 Налогового кодекса.

Учитывая, что суммы неустойки за нарушение контрагентом договорных обязанностей, предусмотренных договором на выполнение работ и (или) оказание услуг, не поименованы в статье 251 Налогового кодекса, указанные доходы учитываются налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.01.2022 N 03-03-06/3/1933

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на предоставление дополнительного отпуска для реабилитации после вакцинации от коронавирусной инфекции.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций.

При этом на основании пункта 24 статьи 270 НК РФ в расходах для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются затраты на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

Следовательно, если дополнительные отпуска предоставляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, то расходы, связанные с ними, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов на оплату труда при соответствии указанных расходов положениям статьи 252 НК РФ. В противном случае такие затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Таким образом, если дополнительный отпуск сотруднику на реабилитацию после вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) будет предоставляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, то налогоплательщик сможет учесть для целей налогообложения прибыли организаций расходы, связанные с таким отпуском.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.01.2022 N 03-03-06/1/1917

Вопрос:

О вычете НДС на основании счета-фактуры, выставленного позже установленного срока; об оформлении первичных учетных документов в целях налога на прибыль.

Ответ:

Пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата выписки счета-фактуры.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.

В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Учитывая изложенное, счета-фактуры, выставленные исполнителем после срока, установленного пунктом 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных покупателю продавцом.

Для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (пункт 1 статьи 252 Кодекса).

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом стоит учитывать, что указанный Федеральный закон N 402-ФЗ определяет перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, но не устанавливает конкретные виды документов, которые должны применяться экономическими субъектами в качестве первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.01.2022 N 03-03-06/1/1880

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при получении субсидии из федерального бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением скидки покупателям.

Ответ:

Согласно абзацам второму и третьему пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы указанных субсидий при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются.

Таким образом, в случае если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом налога на добавленную стоимость, то суммы таких субсидий подлежат включению в налоговую базу на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость исчисляется расчетным методом исходя из налоговой ставки, которая определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Что касается налога на прибыль организаций, то согласно положениям статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса).

При этом из доходов исключаются только суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.01.2022 N 03-07-11/1838