Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 04.02.2022

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете доходов IT-организацией в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов.

Ответ:

Согласно пункту 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), подпункту 3 пункта 1 и подпункту 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, установлены налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 процентов и налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов, а также пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

Указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов применяются при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса соответственно.

Так, в соответствии с положениями указанных статей Кодекса одним из таких условий является условие о доле доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ей программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации.

Таким образом, доходы от предоставления ИТ-организацией по сублицензионным договорам российским пользователям прав использования программы для ЭВМ, которая принадлежит иностранной организации, а также доходы от оказания услуг по технической поддержке указанной программы и доходы от оказания консультационных услуг по ее внедрению в доле доходов ИТ-организации от осуществления деятельности в области информационных технологий не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.12.2021 N 03-03-07/99171

Вопрос:

Об НДС при реализации прав на заключение договоров об установке и эксплуатации рекламных конструкций на землях общего пользования.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.

Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Операции по реализации прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях общего пользования в данные перечни не включены. В этой связи операции по реализации прав на заключение указанных договоров подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 3 статьи 161 Кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при реализации прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на землях общего пользования пунктом 3 статьи 161 Кодекса не установлены. В связи с этим при реализации указанных имущественных прав налог на добавленную стоимость уплачивается в общеустановленном порядке, то есть лицами, осуществляющими реализацию имущественных прав. При этом на основании абзаца первого пункта 1 статьи 168 Кодекса при передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.12.2021 N 03-07-11/99219

Вопрос:

О налоге на прибыль и представлении налогового расчета при выплате швейцарской организации дохода от доверительного управления имуществом, составляющим ПИФ.

Ответ:

Пунктом 4 статьи 10 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (далее - Соглашение) установлено, что термин "дивиденды" означает доход от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, дающих право на участие в прибыли, а также доходы от других корпоративных прав, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с законодательством того государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль. Этот термин означает также любые выплаты по паям паевых фондов недвижимости, а также паевых инвестиционных фондов, получающих за счет акций более 50 процентов своего дохода.

При этом налогообложение дохода в виде дивидендов осуществляется в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 10 Соглашения.

Вместе с тем порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Исходя из положений абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам в виде дивидендов относится доход от доверительного управления составляющим паевой инвестиционный фонд имуществом, выплачиваемый иностранной организации - пайщику по принадлежащим ей инвестиционным паям пропорционально доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот фонд. Такие доходы согласно пункту 1.1 статьи 309 Кодекса подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, предоставляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ утверждены форма Налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее - Налоговый расчет), Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме.

По строке 020 подраздела 3.2 раздела 3 в соответствии с пунктом 8.3 Порядка заполнения Налогового расчета в зависимости от выплачиваемого иностранной организации дохода указывается его код согласно приложению N 2 к Порядку заполнения Налогового расчета. При этом для обозначения доходов в виде дивидендов в соответствии с приложением N 2 к Порядку заполнения Налогового расчета предусмотрен код 01.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 306 Кодекса факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 статьи 306 Кодекса, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда (компании), указанным в пункте 14 статьи 25.13 Кодекса, а также нанятыми им лицами, их сотрудниками и (или) представителями функций по управлению активами такого фонда (компании) и факт осуществления функций, указанных в пункте 3 статьи 246.2 Кодекса, в отношении фонда или организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, сами по себе не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанного фонда (компании), иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).

В соответствии с полномочиями Минфина России, предусмотренными пунктом 1 статьи 83 Кодекса, приказом Минфина России от 28.12.2018 N 293н утверждены особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранные юридические лица, цель создания и (или) деятельность которых имеют коммерческий характер и которые несут имущественную ответственность по принятым ими в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам, имеют право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиалы, представительства со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.12.2021 N 03-08-05/98552

Вопрос:

Согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

В процессе ведения хозяйственной деятельности у участников КГН образуются неликвидные ТМЦ. Под неликвидными ТМЦ понимаются товары или материалы, пришедшие в негодность в результате физического или (и) морального устаревания, и которые не могут быть использованы в производственном процессе или реализованы.

Признание для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с недостачей или порчей ТМЦ по иным причинам, а также затрат в виде стоимости неликвидных материалов и других запасов, пришедших со временем в негодность, гл. 25 НК РФ прямо не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В случае если подлежащие списанию материалы не могут быть отнесены в состав материальных расходов на основании положений пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ и при этом приобретались непосредственно для осуществления производственной деятельности, предполагалось их использование в целях извлечения дохода, а также по ним имеются в наличии подтверждающие документы, то стоимость таких ТМЦ может быть признана в расходах для целей налога на прибыль в соответствии со ст. 252 НК РФ.

Правомерна ли вышеизложенная позиция?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик вправе учитывать любые расходы при соответствии их критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности или полученного результата.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением и ликвидацией товара, который стал неликвидным, могут быть учтены для целей налога на прибыль организаций только при их экономической обоснованности и документальном подтверждении процедуры ликвидации такого товара.

При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.12.2021 N 03-03-06/1/98493

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на реализацию проекта по созданию, сопровождению и функционированию финансовой платформы.

Ответ:

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Требования к расходам при их признании для целей налогообложения прибыли установлены статьей 252 НК РФ.

В целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая указанное, любые расходы налогоплательщика, осуществленные им в целях деятельности, направленной на получение дохода, документально подтвержденные и обоснованные, а также не поименованные в статье 270 НК РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Одновременно в силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8 части 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Расходы организации, осуществленные при реализации проекта по созданию, сопровождению и функционированию финансовой платформы, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при их соответствии требованиям статьи 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.12.2021 N 03-03-06/2/98440

Вопрос:

О применении освобождения от НДС организацией, осуществляющей производство и реализацию кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 2 и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость будет применяться в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:

- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;

- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;

- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела 1 "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).

Кроме того, положениями абзацев третьего - пятого пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ установлено, что в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услугами общественного питания не признается реализация продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли, а также реализация продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, освобождаемые от налогообложения налогом на добавленную стоимость, либо занимающимся розничной торговлей.

Таким образом, организация, осуществляющая производство кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания и реализующая данную продукцию через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания) и (или) вне этих объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), вправе с 1 января 2022 года применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 305-ФЗ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2021 N 03-07-07/97467

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение электронного авиабилета.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) признаются для целей налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, соответствующая требованиям статьи 252 НК РФ и Закона N 63-ФЗ.

НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Также организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2021 N 03-03-06/1/96976

Вопрос:

Об определении IT-организацией, созданной в течение налогового периода, среднесписочной численности работников в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль.

Ответ:

Пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что для российских ИТ-организаций налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.

Указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются при одновременном выполнении условий, предусмотренных пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса.

Одним из таких условий предусмотрено, что среднесписочная численность работников ИТ-организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.

В связи с тем что порядок определения численности работников организаций Кодекс не регламентирует, то с учетом положений пункта 1 статьи 11 Кодекса для расчета указанной среднесписочной численности работников следует руководствоваться приказом Росстата от 27.11.2019 N 711 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (далее - Приказ Росстата N 711).

Также сообщается, что на основании положений пункта 2 статьи 55 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций первым налоговым периодом для организации, которая создана в период времени с 1 января по 30 ноября одного календарного года, является период времени со дня создания указанной организации по 31 декабря этого календарного года.

Следовательно, в целях применения ИТ-организацией, созданной в течение налогового периода, положений, предусмотренных пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса, среднесписочная численность работников определяется в соответствии с Приказом Росстата N 711 за период, исчисленный в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 55 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2021 N 03-03-07/96924

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов по авансовому отчету, в том числе кассовым чеком, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли признаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были понесены расходы, или документами, косвенно подтверждающими расходы. Ценности, приобретенные сотрудником для организации, а также расходы, произведенные им по поручению организации, принимают к налоговому учету на основании утвержденного авансового отчета, накладных (других документов), а также документов, подтверждающих факт оплаты, в частности кассовых чеков.

Таким образом, если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями законодательства Российской Федерации, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не могут учитываться для целей налогообложения прибыли организации как не имеющие надлежащего документального подтверждения.

Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек, указан в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ).

При этом применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 54-ФЗ контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.11.2021 N 03-03-06/1/96791

Вопрос:

Новый кредитор, выступая стороной договоров уступки прав (требований), принял от предыдущего кредитора права требования долга у должника по кредитным договорам и договорам займа, в том числе в иностранной валюте, заключенным должником с первоначальными кредиторами. При этом цена уступки прав (требований) составила величину меньше суммы фактического долга (денежного обязательства). В дальнейшем новый кредитор и должник пришли к соглашению уточнить денежные требования (обязательства), а именно: обнулить процентные ставки по уступленным договорам, изменить сроки исполнения обязательств по ним, а также зафиксировать денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте, в рублевой оценке на дату заключения соглашений.

Согласно п. 5 ст. 271, п. 3 ст. 279 НК РФ обязанность отражать доход в отношении прав требования возникает при их реализации, так доход должен определяться на дату последующей уступки денежного требования или его исполнения (прекращения) должником как стоимость имущества, причитающегося налогоплательщику при наступлении одного из этих событий.

Однако при заключении соглашений между новым кредитором и должником, уточняющих их денежные требования (обязательства), ни одного из событий, которые в НК РФ понимаются под реализацией прав требования, не происходит, права требования нового кредитора к должнику никому не уступаются, денежное требование такого кредитора остается неисполненным.

Также нельзя заключение соглашений между новым кредитором и должником, уточняющих их денежные требования (обязательства), признать прекращением обязательств в контексте новации, как это следует из ст. 414 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае не происходит замены первоначального обязательства другим обязательством: первоначальное обязательство по возврату долга у должника сохраняется.

Верно ли, что у нового кредитора на дату заключения соглашений между ним и должником, уточняющих их денежные требования (обязательства), не возникает обязанность отразить в целях налога на прибыль доход в виде разницы между суммой фактического долга (денежного обязательства) и ценой уступки прав (требований) в соответствии с п. 5 ст. 271, п. 3 ст. 279 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования или получившим такое право требования в результате ликвидации иностранной организации (прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица) при выполнении условий, установленных пунктами 2.2 и 2.3 статьи 277 Кодекса, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса.

При этом пунктом 5 статьи 271 Кодекса установлено, в частности, что при реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования.

Таким образом, у нового кредитора возникает обязательство по включению доходов и расходов от реализации финансовых услуг в налоговую базу по налогу на прибыль организаций только в двух случаях:

- при последующей уступке права требования;

- в случае прекращения данного требования путем исполнения его должником.

Следовательно, в случае если между новым кредитором, ранее купившим право требования, и должником заключается соглашение о новации долга, то такое соглашение не приводит к возникновению доходов и расходов от реализации финансовых услуг у нового кредитора для целей налогообложения прибыли организаций.

В случае прощения новым кредитором части долга должнику расходы, связанные с приобретением указанной части долга, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 16 статьи 270 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.11.2021 N 03-03-06/1/95940