Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 23.04.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль дохода в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций, в том числе при проведении зачета встречного однородного требования.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) на основании подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ является дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

Таким образом, в случае признания должником сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств указанные внереализационные доходы признаются в налоговом учете на дату их признания должником.

При этом документом, свидетельствующим о признании должником обязанности по уплате кредитору в полном объеме либо в меньшем размере штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также возмещению убытков (ущерба), может являться двусторонний акт, подписанный сторонами (соглашение о расторжении договора, акт сверки и т.п.), или письмо должника, или иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником.

Также самостоятельным основанием, свидетельствующим о признании должником данной обязанности полностью или в части, является соответственно полная или частичная фактическая уплата им кредитору соответствующих сумм.

Проведение организацией зачета встречного однородного требования не меняет порядок налогообложения сумм, указанных в пункте 3 статьи 250 НК РФ, поскольку в силу положений статьи 271 и статьи 272 НК РФ при применении налогоплательщиком метода начисления доходы и расходы подлежат отражению в налоговом учете в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.03.2021 N 03-03-06/3/18269

Вопрос:

Об учете курсовых разниц в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль участником РИП.

Ответ:

Прибылью для российских организаций в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (статья 247 НК РФ). Доходы и расходы квалифицируются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

В соответствии с пунктом 11 статьи 250 НК РФ и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 284.3 НК РФ налогоплательщик - участник РИП, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ, вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, а также в бюджет субъекта Российской Федерации, к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, который имеет статус РИП, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

При этом период применения пониженных ставок исчисляется с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП.

Учитывая изложенное, в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, полученной от деятельности, осуществляемой в рамках реализации РИП, учитываются все доходы (расходы), связанные с реализацией РИП, в том числе внереализационные. Следовательно, к таким доходам (расходам) относятся положительные (отрицательные) курсовые разницы, полученные (понесенные) в рамках реализации РИП.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.03.2021 N 03-03-06/1/17845

Вопрос:

О регистрации и применении ККТ при оказании услуг в рамках агентского договора.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ установлено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае представления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на представленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов; расчеты - это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Учитывая изложенное, при оказании услуг агентом ККТ применяется в обязательном порядке и, соответственно, регистрировать ККТ обязан агент.

При этом дополнительного применения ККТ принципалом не требуется.

Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным пунктом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В таком случае ККТ применяется принципалом и, соответственно, регистрировать ККТ обязан принципал.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.03.2021 N 03-00-03/17554

Вопрос:

О медицинской деятельности, доходы от которой медицинская организация учитывает в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям пункта 3 статьи 284.1 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль 0 процентов, если такие организации удовлетворяют условиям, определенным данным пунктом, в частности, если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ.

При этом медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917 (далее - Перечень видов медицинской деятельности).

Таким образом, одно из условий, выполнение которых необходимо для применения налоговой ставки по налогу на прибыль 0 процентов, - это непосредственное осуществление медицинской деятельности, включенной в Перечень видов медицинской деятельности.

Если оказание медицинской деятельности, включенной в Перечень видов медицинской деятельности, осуществляется медицинской организацией не самостоятельно, а с привлечением сторонней организации (лаборатории), то показатель стоимости услуг, выполненных сторонней организацией (лабораторией), не включается в доходы, полученные медицинской организацией от осуществления медицинской деятельности, включенной в Перечень видов медицинской деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.03.2021 N 03-03-06/1/17519

Вопрос:

Об учете выплаты при увольнении работника по соглашению о расторжении трудового договора в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Согласно пункту 9 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса относятся, в частности, начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. В целях настоящего пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 78 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) трудовой договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон трудового договора.

Согласно статье 57 Трудового кодекса, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Таким образом, выплата, производимая при увольнении сотрудника организации на основании соглашения о расторжении трудового договора, установленная в соответствии с Трудовым кодексом, может быть учтена в составе расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, если такая выплата предусмотрена трудовым или коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору либо соглашением о расторжении трудового договора, при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.03.2021 N 03-03-06/1/17367

Вопрос:

Об НДФЛ, страховых взносах, налоге на прибыль при компенсации дистанционным работникам затрат на использование оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений десятого абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 312.6 Трудового кодекса дистанционный работник вправе с согласия или ведома работодателя и в его интересах использовать для выполнения трудовой функции принадлежащие работнику или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства. При этом работодатель выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещает расходы, связанные с их использованием, в порядке, сроки и размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Таким образом, суммы компенсаций расходов дистанционных работников, связанных с использованием для выполнения трудовой функции принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием работником личного (арендованного) оборудования (средств), услуг связи для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, как подтверждающими приобретение (аренду) оборудования (средств) работником, так и подтверждающими расходы, понесенные им при использовании их в служебных целях.

Что касается учета в составе расходов для целей налога на прибыль организаций сумм компенсации дистанционным работникам за использование принадлежащих им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, то в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Таким образом, расходы могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль организаций, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и из этих документов четко и определенно видно, какие расходы и на какие цели они были произведены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.03.2021 N 03-03-06/1/17362

Вопрос:

О страховых взносах на ОПС с выплат гражданам РФ, работающим в обособленном подразделении российской организации в Республике Казахстан.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в рамках трудовых отношений в пользу работника, являющегося гражданином Российской Федерации и выполняющего свои обязанности по трудовому договору в обособленном подразделении российской организации, в том числе находящемся на территории Республики Казахстан, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном законодательством Российской Федерации порядке.

При этом статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Налогового кодекса предусмотрено, что в случаях если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами и Налоговым кодексом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., участниками которого являются, в частности, Российская Федерация и Республика Казахстан, предусмотрено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Согласно пункту 1 статьи 3 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (Санкт-Петербург, 20 декабря 2019 года) (далее - Соглашение) формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.

Учитывая, что Соглашение не содержит специальных положений, касающихся применимого законодательства, регулирующего вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат трудящихся государств - членов ЕАЭС, то на вышеназванных российских граждан, выполняющих свои обязанности по трудовому договору в обособленном подразделении российской организации, находящемся ни территории Республики Казахстан, распространяется законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и, соответственно, российская организация обязана уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в установленном законодательством Российской Федерации порядке, т.е. в соответствии с положениями главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.03.2021 N 03-15-06/17172

Вопрос:

Об основаниях приостановления государственной регистрации юрлица.

Ответ:

Проверка достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности посредством проведения мероприятий, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц (пункт 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.03.2021 N 03-12-13/16265

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов по авансовому отчету, в том числе кассовым чеком, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли признаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации или обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были понесены расходы, или документами, косвенно подтверждающими расходы. Ценности, приобретенные сотрудником для организации, а также расходы, произведенные им по поручению организации, принимают к налоговому учету на основании утвержденного авансового отчета, накладных (других документов), а также документов, подтверждающих факт оплаты, в частности кассовых чеков.

Таким образом, если приложенные к авансовому отчету подтверждающие документы оформлены с нарушениями законодательства Российской Федерации, то расходы (затраты) по такому авансовому отчету не могут учитываться для целей налогообложения прибыли организации как не имеющие надлежащего документального подтверждения.

Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек, указан в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный перечень дополнен реквизитом "QR-код".

Следовательно, QR-код является обязательным реквизитом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.03.2021 N 03-03-07/15819

Вопрос:

Как применить положения ст. 174.2 НК РФ и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Протокол), к договорам на предоставление неисключительного права пользования программными продуктами, связанным с оказанием электронных услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, оказываемых иностранной организацией, являющейся резидентом страны - члена ЕАЭС?

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 г. освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Учитывая изложенное, услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые после 1 января 2021 г., будут облагаться НДС в порядке, предусмотренном НК РФ.

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) заключило договор с белорусской организацией (далее - Исполнитель) на приобретение услуг по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним.

В перспективе аналогичные договоры (на предоставление прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним) Общество планирует заключать с иными иностранными организациями, являющимися резидентами других стран - членов ЕАЭС.

Протоколом не регулируется вопрос налогообложения электронных услуг по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним.

При этом согласно ст. 174.2 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

По п. п. 3, 5 ст. 174.2 НК РФ исполнитель услуг - иностранная организация - подлежит постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, производит исчисление и уплату налога на территории РФ.

Исполнитель в договоре указывает цену, не учитывая НДС по ставке 20%.

При запросе информации о постановке Исполнителя на учет в налоговых органах РФ, ИНН и КПП Исполнитель (иностранный правообладатель) ссылается на п. 28 Протокола, в соответствии с которым взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.

Пункт 29 Протокола передачу, предоставление, уступку патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав относит к услугам, место оказания которых определяется по местонахождению покупателя.

По его мнению, Общество, выполняя обязанности налогового агента, должно самостоятельно исчислить и уплатить НДС по ставке 20% в российский бюджет.

Но это противоречит Протоколу, так как, если даже согласиться с логикой Исполнителя, руководствуясь п. 28 Протокола, порядок взимания НДС с такой услуги определяется в соответствии с НК РФ. Это означает, что если такая услуга квалифицируется как электронная согласно ст. 174.2 НК РФ, то именно он должен встать на учет в российском налоговом органе и за реализованные услуги в электронной форме осуществлять уплату НДС в бюджет РФ самостоятельно.

Согласно п. 2.1 ст. 171 НК РФ заказчик услуг имеет право принять к вычету суммы налога, предъявленные ему при приобретении вышеназванных услуг у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы налога и указанием идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации. Поэтому Общество заинтересовано в правильном исполнении налогового законодательства и белорусским партнером.

Ответ:

Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.

На основании пункта 28 раздела IV "Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом при выполнении работ (оказании услуг) налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).

Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги. Положения данного подпункта применяются в том числе при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.

Таким образом, местом реализации оказываемых белорусской организацией российской организации услуг в электронной форме по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 174.2 Кодекса предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме.

Пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса предусмотрена постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг.

Таким образом, белорусская организация, оказывающая услуги в электронной форме, подлежит постановке на учет в российском налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов в целях уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2021 N 03-07-13/1/15393