Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 19.03.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете расходов в виде премий, выплачиваемых работникам, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Перечень расходов на оплату труда определен в статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций отнесены, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), на основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, являются элементами системы оплаты труда в организации.

Вместе с тем в пунктах 21, 22 статьи 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам организации помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.

Таким образом, расходы в виде премий могут быть учтены в целях налогообложения прибыли организаций в случае, если порядок, размер и условия их выплаты предусмотрены локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, и при условии, что подобные расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.

Также следует учитывать, что указанные расходы должны соответствовать общеустановленным требованиям статьи 252 НК РФ, а именно такие расходы должны быть признаны экономически оправданными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.02.2021 N 03-03-06/1/12061

Вопрос:

Об учете расходов, произведенных в период применения УСН, при переходе на уплату налога на прибыль по методу начисления.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применявшие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения УСН товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Указанные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

Таким образом, при переходе с УСН на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления организация вправе признать в составе затрат только расходы на приобретение товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые были произведены, но не оплачены в периоде применения УСН.

Иные расходы, произведенные организацией в периоде применения УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления, дата признания которых в соответствии со статьей 272 Кодекса истекла, не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2021 N 03-11-11/11165

Вопрос:

О документах, подтверждающих представительские расходы в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 264 НК РФ.

При этом следует отметить, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивая налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. В свою очередь, подтверждением данных налогового учета на основании статьи 313 НК РФ являются первичные учетные документы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2021 N 03-03-06/1/11266

Вопрос:

Об определении налоговой базы по НДС изготовителем товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла.

Ответ:

На основании пункта 13 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации), налогоплательщик - изготовитель указанных товаров (работ, услуг) вправе определять момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), используемым для производства товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций. При этом при получении предварительной оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются контракт с покупателем и документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг).

Таким образом, указанной нормой Кодекса предусмотрен специальный порядок определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость для налогоплательщиков - изготовителей товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, позволяющий данным налогоплательщикам не уплачивать налог на добавленную стоимость при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) и исчислять его на день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом данный специальный порядок момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость применяется налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла как при производстве таких товаров (работ, услуг) собственными силами, так и с привлечением подрядчиков (соисполнителей).

Что касается отказа от применения нормы пункта 13 статьи 167 Кодекса, то запрет на такой отказ положениями Кодекса не предусмотрен. В связи с этим налогоплательщик вправе отказаться от использования предусмотренного пунктом 13 статьи 167 Кодекса специального порядка момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении всех либо отдельных поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.02.2021 N 03-07-11/10892

Вопрос:

Об определении даты признания дохода от реализации работ (услуг) при применении метода начисления в целях налога на прибыль и регистрации в книге продаж выставленного по ним счета-фактуры.

Ответ:

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, а услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

По общему правилу, установленному статьями 271 и 272 главы 25 "Налог на прибыль организаций", в целях налогообложения прибыли доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (от времени фактической выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Датой получения дохода для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (пункт 3 статьи 271 Кодекса).

В связи с этим при применении организацией метода начисления датой признания дохода от реализации работ (услуг) будет признаваться дата фактического выполнения (оказания) таких работ (услуг). При этом налогоплательщик должен документально подтвердить факт выполнения работ (оказания услуг).

Что касается регистрации в книге продаж счетов-фактур, выставленных по выполненным работам (оказанным услугам), то на основании пункта 2 и абзаца второго пункта 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями.

Пунктом 1 статьи 167 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса предусмотрено, что моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) признается наиболее ранняя из дат: день выполнения работ (оказания услуг) либо день их оплаты (частичной оплаты).

В связи с этим в отношении выполненных работ (оказанных услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется на наиболее раннюю из дат: дату получения предварительной оплаты (частичной оплаты) либо на дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ (дату подписания исполнителем акта оказанных услуг).

Таким образом, выставленный в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, счет-фактура по выполненным работам (оказанным услугам) подлежит регистрации в книге продаж за тот налоговый период, к которому относится дата подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ (дата подписания исполнителем акта оказанных услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.02.2021 N 03-07-11/10886

Вопрос:

О признании задолженности безнадежной в связи с истечением срока исковой давности в целях налога на прибыль.

Ответ:

Задолженность перед кредитором может быть признана безнадежной по основаниям, перечисленным в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Вышеуказанные основания соотносятся с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о сроке исковой давности, а также об основаниях прекращения обязательств в соответствии с гражданским законодательством.

Учитывая указанное, безнадежными долгами для целей главы 25 НК РФ признаются, в частности:

долги, по которым истек установленный срок исковой давности (статья 196 ГК РФ);

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК РФ);

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (статья 417 ГК РФ). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;

долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (статья 419 ГК РФ).

Таким образом, при списании задолженности налогоплательщик может отнести ее к безнадежной задолженности по каждому из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований в отдельности.

В случае признания задолженности безнадежной по основанию истечения срока исковой давности следует руководствоваться порядком исчисления срока исковой давности, установленным подразделом 5 "Сроки. Исковая давность" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

По истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями ГК РФ, списанная задолженность может быть признана безнадежным долгом, который учитывается в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 НК РФ).

Признание списанной задолженности безнадежной по основанию истечения установленного срока исковой давности осуществляется вне зависимости от предпринятых налогоплательщиком мер принудительного взыскания такой задолженности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2021 N 03-03-06/2/10482

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов (доходов) агента, а также скидок, предоставляемых по указанию принципала.

Ответ:

Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Пунктом 9 статьи 270 НК РФ установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Расходы агента, которые он совершил в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, если такие затраты подлежат включению в состав расходов принципала, не учитываются в составе расходов агента.

Если агент осуществляет расходы, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, которые в соответствии с агентским договором не должны возмещаться принципалом, то подобные расходы учитываются при налогообложении прибыли у агента.

Таким образом, налоговый учет доходов и расходов организации-агента предопределяется условиями заключенного агентского договора.

С учетом указанного все полученные агентом при выполнении поручений агентского договора доходы являются доходами принципала. Следовательно, и скидка, предоставляемая по указанию принципала, уменьшает доходы принципала.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2021 N 03-03-06/1/10478

Вопрос:

О налоге на прибыль при увеличении уставного капитала ООО за счет его имущества.

Ответ:

Согласно статьям 17 и 18 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и (или) за счет дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.

При увеличении уставного капитала общества за счет его имущества в соответствии со статьей 18 названного Федерального закона пропорционально увеличивается номинальная стоимость долей всех участников общества без изменения размеров их долей.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций (долей), полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций (долей) акционера (участника) при распределении между акционерами акций (долей) при увеличении уставного капитала акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) (без изменения доли участия акционера (участника) в этом акционерном обществе (обществе с ограниченной ответственностью)).

Учитывая указанное, при увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет его имущества увеличение номинальной стоимости доли в уставном капитале при сохранении доли участия не учитывается участником в целях налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2021 N 03-03-06/1/10477

Вопрос:

О налоге на прибыль и НДФЛ при оплате стоимости проезда работников до места работы и обратно.

Ответ:

Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 26 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, в случае если расходы на оплату проезда к месту работы и обратно произведены налогоплательщиком в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 26 статьи 270 НК РФ.

Что касается обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты организацией стоимости проезда работников от места жительства до места работы и обратно, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ.

При этом положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты организацией расходов работников на проезд от места жительства работников до места работы и обратно, статья 217 НК РФ не содержит, и такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2021 N 03-03-06/1/10424

Вопрос:

О применении льгот по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов организацией, проектирующей и разрабатывающей изделия электронной компонентной базы.

Ответ:

Исходя из положений пункта 1.16 статьи 284, подпункта 18 пункта 1 и подпункта 8 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, с 01.01.2021 установлены налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов, а также пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента.

При этом пунктом 1.16 статьи 284 и пунктом 14 статьи 427 Кодекса для таких организаций, не являющихся вновь созданными, определены условия применения указанных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и условия применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов соответственно.

Одним из условий применения как указанных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, так и упомянутых пониженных тарифов страховых взносов определено, что организация включена в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.

При этом правила ведения реестра российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2392 "О ведении реестра российских организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции".

Два других условия (по численности и доле доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции) для целей применения указанных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и для целей применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов в целом одинаковы, но в то же время имеют отдельные особенности.

Таким образом, российские организации, которые осуществляют деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, с 01.01.2021 вправе применять вышеуказанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, а также пониженные тарифы страховых взносов при выполнении соответствующих условий, установленных пунктом 1.16 статьи 284 и пунктом 14 статьи 427 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.02.2021 N 03-03-06/1/9686