Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 19.02.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об отнесении полученных средств к грантам в целях налога на прибыль, налога при УСН и НДС при реализации продуктов питания, произведенных организацией общественного питания, медицинской организации.

Ответ:

По вопросу 1

Пунктом 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Согласно пункту 2 статьи 249 Кодекса выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме, в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов.

В свою очередь, средствами целевого финансирования в виде грантов для целей налога на прибыль организаций признаются денежные средства или иное имущество, в случае если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

На налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Из вышеизложенного следует, что условиями для отнесения полученных средств к грантам для целей налога на прибыль организаций является, в частности, их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями на осуществление конкретных программ, поименованных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

При этом согласно пункту 2 статьи 248 Кодекса для целей главы 25 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Одновременно сообщается, что в аналогичном порядке полученные средства относятся к грантам при применении упрощенной системы налогообложения.

По вопросу 2

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям.

Таким образом, в случае если в соответствии с соглашением, предусматривающим оказание услуг по обеспечению полноценными комплектами питания сотрудников медицинских организаций, организация общественного питания осуществляет реализацию произведенных ею продуктов питания столовым медицинских организаций или медицинским организациям, такая реализация освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источников оплаты данных продуктов питания.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.01.2021 N 03-01-10/2697

Вопрос:

Об НДС при передаче прав на использование программ для ЭВМ и баз данных на основании лицензионных договоров.

Ответ:

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

При этом абзацем вторым данного подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что положения указанного подпункта 26 не применяются, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

В связи с этим освобождение от налога на добавленную стоимость применяется при передаче в 2021 году на основании простой (неисключительной) лицензии прав на использование программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, при соблюдении условий, предусмотренных абзацем вторым подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Передача прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, после 1 января 2021 года облагается налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, а также при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по передаче прав на использование программ для электронных вычислительных машин и баз данных, не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных вышеуказанными положениями статей 171 и 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.01.2021 N 03-07-08/2643

Вопрос:

Организация является импортером товара из-за границы и осуществляет деятельность в рамках общего режима налогообложения. Ею заключены контракты с иностранными компаниями на поставку товара. Контракты заключены в соответствии с правилами документооборота на английском и русском языках.

Оплата за приобретаемый товар осуществляется на основании инвойсов от поставщиков, составленных на иностранном языке. Оприходование товара выполняется по грузовым таможенным декларациям с указанием каждой позиции товара, составленным на русском языке. Стоимость приобретаемых товаров учитывается в составе себестоимости при реализации и относится к расходам для целей налогообложения.

Таким образом, инвойс от иностранного поставщика по аналогии со счетами, выставляемыми российскими организациями, является только предложением об оплате. При требовании налогового органа представить документы, подтверждающие расходы налогоплательщика, организация в том числе представляет и инвойсы.

В Налоговом кодексе РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы переводы на русский язык документов, составленных на иностранном языке. Кроме этого, представление документов без перевода не препятствует уяснению их содержания, учитывая, что все реквизиты инвойсов содержатся в других документах (контракт с поставщиком, грузовая таможенная декларация) на русском языке. Помимо этого, наименование получателя и ссылка на контракт в инвойсах понятны без перевода.

Необходимо ли организации в целях подтверждения расходов по налогу на прибыль осуществлять перевод инвойсов на русский язык?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Согласно статье 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке.

Таким образом, первичные учетные документы, подтверждающие данные налогового учета, если они оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и составлены на иностранном языке, должны быть в обязательном порядке переведены на русский язык.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.01.2021 N 03-03-06/1/2476

Вопрос:

О перерасчете налоговой базы и суммы налога на прибыль в случае признания сделки недействительной.

Ответ:

Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций осуществляется в порядке, установленном статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Так, при обнаружении указанных ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Таким образом, в случае признания сделки недействительной перерасчет налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций осуществляется в порядке, установленном статьей 54 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.01.2021 N 03-03-06/1/2373

Вопрос:

Об НДФЛ, налоге на прибыль и страховых взносах при возмещении организацией стоимости проезда работников до места работы и обратно, в том числе на такси.

Ответ:

1. По налогу на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм возмещения организацией расходов работников на проезд от места жительства работников до места работы и обратно, статья 217 Кодекса не содержит, и такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

2. По налогу на прибыль организаций

Согласно положениям статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Вместе с тем обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 26 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, в случае если расходы налогоплательщиком на оплату проезда к месту работы и обратно произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 26 статьи 270 Кодекса.

3. По страховым взносам

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 422 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим.

Учитывая, что суммы возмещения организацией расходов работников на такси для поездки из дома в офис в период распространения коронавирусной инфекции не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 422 Кодекса, данные суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.01.2021 N 03-03-06/1/2239

Вопрос:

Об учете при исчислении налога на прибыль списания кредиторской задолженности в связи с ликвидацией (исключением из ЕГРЮЛ) кредитора.

Ответ:

В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1 и 21.3 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно указанной норме НК РФ перечень оснований, по которым суммы кредиторской задолженности признаются в составе внереализационных доходов, является открытым.

Статьей 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и другое).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК РФ).

Учитывая указанное, суммы кредиторской задолженности, списываемые в связи с ликвидацией организации-кредитора, подлежат включению в состав внереализационных доходов в периоде, соответствующем дате внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кредитора.

Согласно пункту 1 статьи 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Если организация исключается из ЕГРЮЛ по решению налогового органа в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), то в силу пункта 2 статьи 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам. Следовательно, правовые последствия исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ приравнены ГК РФ к его ликвидации.

Таким образом, суммы списанной кредиторской задолженности исключенного из ЕГРЮЛ по решению налогового органа в соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ кредитора подлежат отражению в составе доходов налогоплательщика на основании выписки из ЕГРЮЛ на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитора.

Дополнительно обращается внимание, что на указанные в пункте 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ организации вышеназванные правовые последствия не распространяются.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

При этом заинтересованные лица могут отслеживать информацию, касающуюся исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, в журнале "Вестник государственной регистрации", а также посредством обращения к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, и направлять возражения относительно предстоящего исключения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.01.2021 N 03-03-06/1/2236

Вопрос:

Об НДС при реализации лома и отходов драгоценных металлов.

Ответ:

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

Таким образом, операции по реализации лома и отходов драгоценных металлов освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если лом и отходы драгоценных металлов приобретаются лицом, непосредственно осуществляющим производство и (или) аффинаж драгоценных металлов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2021 N 03-07-05/2034

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на реконструкцию имущества, первоначальная стоимость которого менее 100 тыс. руб.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В целях списания стоимости имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Таким образом, если первоначальная стоимость имущества после проведения реконструкции превысит 100 000 рублей, такое имущество следует отнести к амортизируемому и учитывать его стоимость в составе расходов путем начисления амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2021 N 03-03-06/1/2001

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов (доходов) при передаче имущества (включая денежные средства) на безвозмездной основе некоммерческим организациям.

Ответ:

Согласно положениям подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) с 01.01.2020 к внереализационным расходам для целей налогообложения налогом на прибыль организаций относятся расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного отдельным категориям некоммерческих организаций, которые в том числе должны быть включены в соответствующие реестры.

При этом для целей указанной нормы НК РФ определено два вида реестров некоммерческих организаций, порядок ведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации:

реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг;

реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Положение о реестре социально ориентированных некоммерческих организаций утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2020 N 906, а Положение о порядке ведения реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 11.06.2020 N 847.

Таким образом, норму подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ налогоплательщики вправе применять в отношении расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства) в случае, если такое имущество безвозмездно передано, в частности, тем некоммерческим организациям, которые включены в реестры, положения о которых утверждены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что у некоммерческих организаций, указанных в подпункте 19.6 пункта 1 статьи 265 НК РФ, стоимость имущества (включая денежные средства) не учитывается в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в том случае, если такое имущество (включая денежные средства) безвозмездно получено в качестве пожертвования в соответствии с положениями статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации либо на осуществление благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (подпункты 1 и 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2021 N 03-03-06/1/1836

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении взносов организации в объединение работодателей.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению и введению налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, определения которых приведены в статье 8 НК РФ.

Следовательно, налоговые льготы для определенных категорий налогоплательщиков устанавливаются исключительно положениями НК РФ.

Одновременно сообщается, что НК РФ позволяет учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль взносы в саморегулируемые организации, объединяющие субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, без уплаты которых субъекты предпринимательской или профессиональной деятельности не могут осуществлять свою деятельность (подпункт 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

Что касается создания объединения работодателей (ассоциаций (союзов)) на добровольной основе, где членство не является обязательным и взносы в которые не являются условием для осуществления деятельности налогоплательщиками таких взносов, то такие расходы не могут соответствовать критериям обоснованности расходов, установленным статьей 252 НК РФ, и для целей налога на прибыль организаций подобные расходы не могут быть учтены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2021 N 03-03-06/3/1769