Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 15.01.2021

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об освобождении от НДС при оказании услуг населению по организации и проведению физкультурных мероприятий.

Ответ:

В соответствии с абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Понятие услуги по организации и проведению физкультурных и физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также перечень услуг, в отношении которых применяется указанное освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, Кодексом не предусмотрены.

В то же время пунктом 29 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что физкультурными мероприятиями являются организованные занятия граждан физической культурой.

Кроме того, в соответствии с пунктом 26 статьи 2 указанного Федерального закона физической культурой признается часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Таким образом, под услугами по организации и проведению физкультурных мероприятий, оказанными населению, понимаются услуги по проведению организованных занятий граждан физической культурой в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Учитывая изложенное, услуги, оказываемые населению, по организации и проведению физкультурных мероприятий, которые соответствуют понятиям, установленным указанным Федеральным законом, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.12.2020 N 03-07-07/110247

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 15% организацией - субъектом среднего предпринимательства.

Ответ:

Исходя из положений статей 2 и 6 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 апреля 2020 года и на бессрочный период для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее - МСП) в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% (10% на обязательное пенсионное страхование и 5% на обязательное медицинское страхование) с части ежемесячных выплат в пользу физического лица, превышающей величину минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода (далее - МРОТ) (с 01.01.2020 МРОТ - 12 130 рублей).

К выплатам, не превышающим в месяц МРОТ, субъектами МСП применяются общеустановленные тарифы страховых взносов (30%).

Вместе с тем обращается внимание, что согласно статье 3 Федерального закона N 209-ФЗ субъекты МСП - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП.

Таким образом, организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 15% в отношении ежемесячных выплат работникам, превышающих величину МРОТ, с 1-го числа месяца, в котором сведения о ней внесены в единый реестр МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.12.2020 N 03-15-06/110155

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде процентов по кредитному договору, заключенному специализированным застройщиком с уполномоченным банком, на предоставление целевого кредита.

Ответ:

В силу подпункта 12 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) датой осуществления расходов в виде процентов, предусмотренных кредитным договором, заключенным специализированным застройщиком с уполномоченным банком, на предоставление целевого кредита в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) признается дата уплаты процентов по кредитному договору.

При этом согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ под целевым кредитом (целевым займом) понимается кредит или заем на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости в соответствии с условиями договора, заключенного между застройщиком и кредитором (банком или учредителем (участником) застройщика), который может быть использован только на цели, указанные в части 1 статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ, либо кредит, предоставленный в целях рефинансирования (перекредитования) указанных в пункте 4 статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ кредита или займа.

Таким образом, порядок, установленный в подпункте 12 пункта 7 статьи 272 НК РФ, применим в отношении расходов в виде процентов, которые исчислены исходя из условий кредитного договора, заключенного между специализированным застройщиком и уполномоченным банком в соответствии с нормами Федерального закона N 214-ФЗ. Датой признания расходов в виде процентов по вышеуказанному кредитному договору для целей налогообложения прибыли является дата уплаты процентов, предусмотренная условиями такого кредитного договора.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.12.2020 N 03-03-06/1/110010

Вопрос:

Об уведомлении в целях налога на прибыль о том, что выплачиваемый российской организацией доход относится к постоянному представительству иностранной организации в РФ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Налогового кодекса (далее - Кодекс) объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:

доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 статьи 307 Кодекса;

доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;

другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству.

Пунктом 9 статьи 307 установлено, что если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской Федерации в соответствии с Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков. Указанные обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

Учитывая изложенное, наличие уведомления о том, что выплачиваемый доход фактически относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, а также нотариально заверенной копии свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленного не ранее чем в предшествующем налоговом периоде, является обязательным для организации, выплачивающей доход, в целях неисчисления и неудержания ею налога на прибыль организаций с суммы этого дохода, относящегося к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации.

При этом Кодексом не определено, по какой форме получатель дохода должен уведомить организацию, выплачивающую доход (налогового агента), о том, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.12.2020 N 03-08-05/109748

Вопрос:

Об НДС при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме через российскую организацию - посредника.

Ответ:

Пунктом 10 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налоговыми агентами признаются российские организации, расположенные на территории Российской Федерации, - посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. При этом такие налоговые агенты производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 статьи 174.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 174.2 Кодекса при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.

Учитывая изложенное, при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме через российскую организацию - посредника налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется данной российской организацией как стоимость таких услуг без включения в них суммы налога на добавленную стоимость. При этом моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) данных услуг.

Что касается выставления счетов-фактур и сроков уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет российской организацией - посредником, то особенностей выставления счетов-фактур и сроков уплаты налога в бюджет организациями, выступающими в качестве налоговых агентов на основании пункта 5 статьи 161 Кодекса, Кодексом не предусмотрено. В связи с этим такая организация - налоговый агент выставляет счета-фактуры в порядке, предусмотренном пунктами 1 - 3 статьи 168 Кодекса, и уплачивает налог на добавленную стоимость в бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 174 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.12.2020 N 03-07-08/109813

Вопрос:

Об НДС при предоставлении в пользование неисключительных прав на программное обеспечение, не включенное в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, с 01.01.2021.

Ответ:

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Таким образом, начиная с 1 января 2021 года передача на основании лицензии, срок действия которой распространяется по 31 декабря 2022 года, неисключительных прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, будет облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), независимо от того, что акт о передаче программного обеспечения подписан в декабре 2019 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.12.2020 N 03-07-08/109808

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль процентного дохода в случае предоставления заемщику льготного периода по кредитному договору (договору займа).

Ответ:

Федеральным законом от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее - Закон N 106-ФЗ) предусмотрено право заемщика в период до 30.09.2020 обратиться к кредитору с требованием об изменении условий такого договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком (льготный период), при соблюдении установленных условий.

В соответствии со статьей 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271 - 273 НК РФ.

Проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 6 статьи 271 НК РФ по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренной договором, за исключением доходов, указанных в подпункте 14 пункта 4 статьи 271 НК РФ.

Подпунктом 14 пункта 4 статьи 271 НК РФ установлено, что в случае изменения условий кредитного договора в соответствии с Законом N 106-ФЗ датой получения внереализационных доходов в виде процентов признается дата уплаты процентов, установленная измененными условиями такого кредитного договора.

Учитывая указанное, для целей налогообложения прибыли по реструктуризированным в соответствии с Законом N 106-ФЗ кредитным договорам процентный доход отражается на установленную измененными условиями этого кредитного договора дату уплаты процентов.

Одновременно следует учитывать, что, например, согласно пункту 19 статьи 6 Закона N 106-ФЗ по окончании льготного периода кредитный договор (договор займа), за исключением кредитного договора (договора займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой, продолжает действовать на условиях, действовавших до предоставления льготного периода. При этом срок возврата кредита (займа) продлевается на срок не менее срока действия льготного периода.

Для целей главы 25 НК РФ указанное означает: по окончании льготного периода, предоставленного условиями реструктуризации на основании Закона N 106-ФЗ, по указанному кредитному договору (договору займа) проценты подлежат отражению в составе доходов в общем порядке, то есть на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода.

В отношении порядка признания процентного дохода в случае, если проценты присоединяются к сумме основного долга.

Согласно пункту 13 статьи 7 Закона N 106-ФЗ по окончании (прекращении) льготного периода в сумму обязательств заемщика по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора, но не были им уплачены в связи с предоставлением ему льготного периода. По окончании (прекращении) льготного периода платежи по кредитному договору (договору займа) уплачиваются заемщиком в размере и с периодичностью (в сроки), которые аналогичны установленным или определенным в соответствии с действовавшими до предоставления льготного периода условиями указанного кредитного договора (договора займа), а срок возврата кредита (займа) продлевается на срок, необходимый для погашения обязательств заемщика по кредиту (займу) исходя из порядка уплаты платежей в соответствии с настоящей частью. Кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа).

Для капитализированных процентов датой признания внереализационного дохода (расхода) для целей налогообложения прибыли является также дата, определяемая в соответствии с подпунктом 14 пункта 4 статьи 271 НК РФ, то есть в соответствии с измененными условиями кредитного договора.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.12.2020 N 03-03-06/2/109031

Вопрос:

Об НДС при передаче иностранной организацией российской организации прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет с 01.01.2021.

Ответ:

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Таким образом, начиная с 1 января 2021 года передача прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, будет облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 174.2 Кодекса предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме.

На основании положений указанной статьи 174.2 Кодекса при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на эту иностранную организацию. В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, в том числе при передаче иностранной организацией российской организации с 1 января 2021 года прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента Кодексом не предусмотрены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.12.2020 N 03-07-08/109049

Вопрос:

О налоге на прибыль при приобретении векселей третьих лиц с дисконтом к номиналу, а также при их реализации или ином выбытии.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации вексель является ценной бумагой.

Обращение данной ценной бумаги регламентируется Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" и Положением о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341.

Приобретение организацией-налогоплательщиком векселей третьих лиц является приобретением ценных бумаг. В указанном случае для векселедержателя полученный вексель следует рассматривать как ценную бумагу, налоговая база по которой определяется в порядке, установленном статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

При этом следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Учитывая указанное, в случае приобретения векселей третьих лиц с дисконтом к номиналу положительная разница между номинальной стоимостью векселя и ценой его приобретения признается для целей налогообложения доходом в виде процентов.

На основании статьи 328 НК РФ сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями статей 271 - 273 НК РФ.

По договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях настоящей главы доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренной договором, за исключением доходов, указанных в подпункте 14 пункта 4 статьи 271 НК РФ (пункт 6 статьи 271 НК РФ).

Таким образом, полученный по векселю дисконт учитывается в составе внереализационных процентных доходов равномерно на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода.

В дальнейшем при реализации или ином выбытии (в том числе погашении) векселя налоговая база определяется по правилам, установленным статьей 280 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.12.2020 N 03-03-06/2/109024

Вопрос:

Об амортизации в целях налога на прибыль в случае модернизации полностью самортизированного ОС.

Ответ:

В силу пункта 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Положения данной нормы распространяются и на случаи, когда основное средство полностью самортизировано.

Таким образом, если основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, первоначальная стоимость такого основного средства в целях налогового учета увеличивается на стоимость проведенной модернизации.

При этом если срок полезного использования в отношении такого основного средства налогоплательщиком не был увеличен в соответствии со статьей 258 НК РФ, то суммы амортизации будут исчисляться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 14.12.2020 N 03-03-06/1/109094, от 02.12.2020 N 03-03-06/1/105122